А мир тех самых напитков меняется – примерно с той же скоростью, с которой в нашу жизнь врываются гаджеты, люди и события. Страшно подумать, но однажды банальная покупка бутылки «беленькой» из обыденной грозит перейти в разряд «олдскульной», а ее обладатель непременно наткнется на чей-то вопросительный взгляд. Впрочем, для определенной части населения Земли такое будущее уже наступило, хотя каких-то двадцать лет назад представить его в столь захватывающем разнообразии было невозможно.
Начнем с того, что продолжительность жизни в ряде стран мира стремится к беспрецедентному максимуму, и не в последнюю очередь благодаря разумному употреблению алкоголя или отказу от него. Акроним NoLo (no-alcohol / low-alcohol) – это почти синоним новой реальности для тех, кто еще не познал вкус спиртного и вряд ли соберется – поколения Z, уже окрещенного трезвейшим в истории человечества. И если соотечественники в своей массе пока не готовы понять и принять преимущества «безалкогольного алкоголя» до уровня формирования тренда национального масштаба, то на территориях западнее и даже восточнее конкуренция в сегменте 0% джина и водки приобретает вполне масштабные, если не сказать агрессивные формы – другими словами, дележка этого рынка уже началась.
Часть же граждан постарше образует прослойку общества, именуемую sober curious (готовые завязать частично или насовсем), – это личности, сознательно и добровольно экспериментирующие с жизнью без спиртного, и не исключено, что с целью расстаться с ним надолго или навсегда, но не прямо сейчас. В этом им вызываются помочь стремительно набирающие популярность безалкогольные миксы-моктейли с имитацией классических рецептур (вечнозеленые хайболы, физзы, спритцы и сауэры), доступные в любом приличном баре и вполне способные купировать вредную привычку без необходимости ухода в жесткую аскезу.
Фото: © Edward Howell/Unsplash
Тех же, кто привык ни в чем таком себе не отказывать, тоже ждут отличные новости: по мнению лучших бартендеров, следующий год станет, пожалуй, самым универсальным за всю историю миксологии – в кои-то веки повелители шейкеров единогласно призывают не вводить моральные запреты. В прогнозах на 2024-2025-й, помимо упомянутой «нулевки», лидируют все те же классические рецептуры, но с авторскими твистами, и гастрономичность – в почете коллаборации с шефами, сезонные овощи и ботаникалы. В ход идут текила, джин, биттеры, вермут и саке – вернее, как шли, так и будут идти еще долгое время, снижения градуса их актуальности в обозримом будущем не ожидается. Особое внимание локальных же барменов уделяется импортозамещающей продукции (джину, настойкам, крепленым), тем более что по своему качеству они ушли в значительный отрыв от неказистых предшественников и со временем претендуют на почти абсолютное сходство с западными аналогами.
А вот презираемые когда-то снобами и в прошлом даже просто опасные для самочувствия слабоалкогольные коктейли неожиданно получили новую и более чем успешную жизнь – не столько в виде отголоска недавней моды на девяностые, сколько как следствие серьезного апгрейда спиртовой основы (как насчет сингл молтов от Smokehead и The Glenlivet?). Тем более что нынешний потребитель не стесняется открыто декларировать свои предпочтения, по факту кастомизируя продукт под себя: сахара и газа поменьше, градус пониже, натуральных составляющих не жалеть. Хотите авокадо с ромашкой? Будет вам ромашка с авокадо. «Консервируют» не только виски, текилу и водку, но и саке – для Японии история вполне обыденная, но для рынков, почитающих напиток исключительно в чистом виде, абсолютно святотатственная.
Фото: © Рathaipat/Unsplash
К слову, о саке… Вот уж кому не сидится на месте, так это Японии. Находящееся на географическом отшибе, но настырно прогрессирующее государство всегда тяготело к диковинным достижениям Запада и их небезуспешной имитации – от симпатии к тяжелому року и шотландскому виски до неожиданных инициатив по законодательному закреплению терруарной обособленности хозяйств и целых индустрий, производящих алкоголь и сырье для него. Взять тот же японский виски, который начиная с января 2024 года сможет гордо маркироваться Japanese Whisky только при условии его 100%-ного изготовления (от мэшинга до бутилирования готового продукта) на территории Японии, хотя зерно может быть импортным. То есть наличие в бутылке шотландских спиртов, которыми, как известно, исторически активно промышляют тамошние умельцы, грозит отнести даже выдающийся молт или бленд к постыдному эрзацопределению Product of Japan.
Фото: © Marvin Meyer/Unsplash
Или, к примеру, Awasake Association, обособленное объединение японских производителей игристого саке со своими жесткими нормами и правилами (естественная газация, снятие с осадка), не пускающее на порог любого ими пренебрегающего. Так или иначе, всякое хорошее японское игристое по примеру лучших брендов шампанского все чаще становится неотъемлемым атрибутом светских гулянок в Стране восходящего солнца, а за ее пределами уверенно занимает важнейшие гастрономические рубежи. Тем более что фруктовые салаты, легкая выпечка и то же сашими отменно сочетаются со множеством его разновидностей – от игристых на осадке (изысканное Hanabi) до редких образцов бочковой выдержки.
Но вот чему избыточная контролируемость пока не грозит, так это рому, общее состояние которого долгое время оставляло желать лучшего. Пока миром крепких напитков заправляли текила и джин, на которые молились толпы страждущих, продукт переработки сахарного тростника тихо стоял в сторонке и лишь изредка напоминал о себе. Некогда верная пара коле в силу увядания дискотечной культуры, беспрецедентной активизации усилий по продвижению виски, фрагментации потребительских предпочтений и отсутствия заметных инноваций в категории повисла в небытии и заняла пассивную позицию, покинув высшую лигу – если не в количественном, то в качественном выражении. Но в этом мире все циклично – еще вчера бурбон и мескаль выходили из берегов, заполняя собой все пространства, но уже завтра ром должен снова составить им серьезную конкуренцию (лишь забрезжив вдали, это явление сразу же было диагностировано как «ромовый ренессанс»). Да не какой-нибудь, а темный, зрелый, породистый, с убедительной историей и четкими преимуществами. Поспешные утверждения о том, что еще пара лет, и молты начнут сгибаться под натиском возвращенца, сочтем откровенной гиперболой. Однако акцент на выдержку, винтажи и бочковые «финиши», системный апгрейд упаковки и все еще неограниченная свобода творчества его создателей вполне способны обещать рому долгую счастливую жизнь.
Фото: © Matusalem
В перспективе же двадцати лет и более на далеком горизонте отчетливо маячат очертания стран Южной Азии и Дальнего Востока, неспешно внедряющихся в шорт-лист крупнейших экспортеров домашней продукции. Нет никаких сомнений, что китайский джин к солянке, вьетнамский ром под холодец и корейский соджу с винегретом пускай не сразу, но все же придутся по вкусу здешним алкогурманам. Не водкой единой.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №161
Фото на обложке: © Lena Balk/Unsplash.