Буквально с первого номера SWN Татьяна так или иначе принимала деятельное участие в создании журнала. Тогда она двигала у нас все темы, связанные с винной культурой в российских регионах, поскольку, работая в компании Simple (с 2003 года), кроме прочего занималась организацией винных фестивалей. Кстати, до Simple у нее уже было пять лет опыта организации ярких промокампаний для международных групп (Diageo, LVMH, Bacardi) по крепкому алкоголю, но винный мир оказался во сто крат милее.
В 2008 году Татьяна уехала в Великобританию, где училась по программе WSET Diploma и успешно работала на рынке фьючерсов бордо. Муж-англичанин был из ресторанного мира, и по выходным они дома устраивали для друзей поп-ап эногастрономические ужины. Более пяти лет она занималась собственными ресторанными и отельными проектами. Эногастропаб The Vine в Грэйт Бардфилд, концепцию которого она создала с нуля, стал очень известным, его обожало местное комьюнити, о нем писали в национальных СМИ.
Но все время Таня продолжала учиться и придумывать разные проекты вроде «Международной недели хереса» или конкурса игристых вин The World’s Finest Glass of Bubbly. Стала членом оргкомитета The Circle of Wine Writers, в который входят все гранды британской винной публицистики от Оза Кларка, Дженсис Робинсон до Хью Джонсона. Стажировалась в Château Margaux и работала в Selfridges Wine Shop. В 2019 Таня вернулась в Москву по приглашению Максима Каширина и Анатолия Корнеева и занялась управлением Grand Cru by Adrian Quetglas, а потом и проектом Wine Depo. Она же присматривает и за партнерскими проектами Ray и Red Point. С 2018 года учится в Институте Мастеров вина.
Татьяна Манн © Семен Кузьмин
Винную экспертизу я бы сравнила с рестораном, где есть back house и front house. «Фронтхаус» – это слепая дегустация, оценка того, что есть в бокале. Все, что не вижу. «Бэкхаус» – это уже понимание, из чего состоит вино, как оно было создано. Мне интереснее заниматься «бэкхаусом» и разбираться во внутренней кухне, чем искать фруктовые тона в аромате. Когда я работала с «Лефкадией», консультантом был Патрик Леон (известный энолог, умер в 2020 году. – Прим. ред.). Он первым объяснил, как строится скелет вина. Однажды под Каркассоном, на одной из его партнерских виноделен, он сказал: «Когда миксуешь бленд, не обращай внимание на аромат, он потом появится. А сейчас ты должна нарисовать композицию. Ориентироваться нужно на баланс, тело и танины».
На мой взгляд, в начале своей карьеры в винном мире необходимо очень конкретно понять, что тебе интересно. Интересуют ли тебя аналитика и цифры? Или ты человек-коммуникатор и готов каждый день работать с людьми? Или, может, ты прилип к телефону и тебе комфортнее заниматься соцсетями и диджитал? Я видела много молодых людей, только закончивших школу вина, и все они с горящими глазами хотят работать сомелье. Но возможностей гораздо больше. Мало кто, например, хочет идти в продажи, но, возможно, именно этот путь подходит человеку.
Начало
Если человек увлекается винными дегустациями и практически «живет» в бокале вина, для него WSET* – это смерть (1). Не всем нужен техничный язык вина, кому-то лучше оставаться в поэзии и не нагружать мозг понятиями вроде «средняя-плюс-кислотность». Один мой друг, прекрасный британский сомелье, пошел учиться на WSET и теперь говорит о вине на языке Эллочки-Людоедки. Кому такой язык нужен?
Более органичным был бы выбор пойти учиться на мастера сомелье**. Там бы он копался в регионах, сортах. К выбору винного образования стоит подойти особенно ответственно.
Некоторым людям оно вообще не нужно! (2) Достаточно ходить на дегустации и мастер-классы, чтобы получать удовольствие от вина. Например, винный клуб 67 Pall Mall*** стал мегапопулярным за счет того, что собрал аудиторию и лучших профи. Теперь они уже стали проводить по несколько дегустаций в день. Раньше это был закрытый клуб, теперь же дегустации открыты для всех. И это великолепный вариант для тех, кто хочет дегустировать и открывать для себя новое в мире великого вина. Школа – не единственный возможный вариант.
Но нас так всегда учили, что если ты работаешь в какой-то сфере, надо дойти до высот, в том числе образования. Что не всегда нужно человеку, на самом деле.
* Wine & Spirit Education Trust – британская программа винного образования, лидер в индустрии.
** Master Sommelier – высшая ступень в образовательной программе Court of Master Sommeliers, направленной на улучшение сервиса в ресторанном бизнесе.
*** Самый престижный лондонский винный клуб.