Уже давно известно, что вырываясь за пределы России-матушки, наши соотечественники способны свернуть горы даже в тех областях, где мы не имеем каких-то особенных национальных достижений. Вот взять хотя бы винную сферу: в ней не так много русских имен, но зато какие – Андрей Челищев, Алексис Лишин, Константин Франк.
Еще в прошлом году мы трепетно пестовали первый мастер-класс российских проектов в Италии, который должен был пройти в рамках веронской Vinitaly. Но локдауны внесли свои коррективы, зато теперь без всяких рамок формата я расскажу не только об итальянских, но и других зарубежных проектах.
Франция
Крутые южане
Château la Martinette
Прованс
Впервые об этом проекте я услышал на небольшой презентации в тогдашнем ресторане «Жеральдин» братьев Познеров. Алексей Дмитриев, профессиональный переводчик, влюбившийся в вино во время работы за границей, нашел надежного российского партнера для инвестиций в винодельню. После того как «перегретые» по ценам Бордо и Бургундия были отброшены, в поле внимания попало историческое поместье из Прованса (а ведь Саша, сын упомянутого Алексиса Лишина, как известно, продал классифицированное бордоское шато ради прованского проекта).
После покупки Дмитриев сам взялся руководить производством и обновил линейку, выпустив несколько очень оригинальных вин. Однако пару лет назад он уступил место команде французских специалистов. Хотя вина la Martinette можно найти в российских сетях, значительная часть довольно большого производства ориентирована на западные рынки. Хозяйство выпускает три линейки традиционных для региона вин: прованские розе, красные бленды на базе сира и каберне и белые из сорта роль и немного вионье в «младшей» линейке. Красное Château la Martinette (средняя линейка) получило две «звезды» в свежем La Revue des Vins de France, что является хорошим достижением.
В России продает «Дельта Клаб», Х5.
Prieuré de Saint Jean de Bébian
Лангедок
Château la Martinette был отмечен Эндрю Джеффордом, английским журналистом из Decanter, постоянно проживающим в Лангедоке как один из наиболее амбициозных проектов на юге Франции. А вторым он назвал Prieuré de Saint Jean de Bébian, тоже «русское».
Как и La Martinette, это южнофранцузское хозяйство с богатой и давней историей, купленное после тщетных попыток найти что-либо подходящее в Бордо и Бургундии (кстати, в Бургундии иностранцам вообще ничего исторического, как правило, не перепадает). Находится оно в коммуне Пезенас, которая хоть и не является отдельным аппелласьоном, имеет достаточную репутацию, чтобы быть указанной на этикетке лангедокских вин. Покупателем стал уральский миллионер Дмитрий Пумпянский (Forbes 54), а управляет хозяйством его сын Александр. Площадь виноградника около 20 га, что раза в два поменьше, чем у la Martinette, однако весь виноградник находится в стадии конверсии на биодинамику.
Спектр производимых вин и сортовой состав типичен для Лангедока, как типичны и новые для этих мест бленды шардоне-вионье и каберне-мерло. До сих пор на стоках в России можно найти первое вино 2008 года (когда была совершена покупка), которое находится сейчас в замечательной стадии полностью развитого, но не перележавшего вина.
В России продает Simple.
Бордосцы
Château la Favière
Довольно крупный проект (21 га) петербуржцев Станислава и Натальи Зингеренко в правобережье Бордо, в 20 км от Сент-Эмильона, который задумывался как хобби, перерос в основное направление семейного бизнеса. Станислав сам управляет хозяйством и контролирует виноделие. Объем производства – 120 тысяч бутылок в год, и, хотя это бордо сюперьер, стиль соответствует хорошему сент-эмильону. О качестве говорит и довольно высокая пропорция каберне в бленде (30% каберне франа, 10% каберне совиньона), что возможно только при наличии хороших условий для их вызревания. Favière 2016 года получил 90 баллов от Wine Enthusiast.
«Изюминкой» хозяйства является необычное Intégrale с большей пропорцией мерло. Оно производится с помощью так называемой интегральной винификации (vinification intégrale), разработанной, чтобы помочь «красным» виноделам провести ферментацию в дубе, не строя дорогостоящие дубовые чаны, как в первых хозяйствах, а используя немного модифицированные обычные бочки. В это кюве идет лучшая часть урожая, которую собирают вручную. Таким же образом планируется произвести и 100% мальбек с лоз, высаженных в 2012 году.
В России продает Marin Express.
Art Russe Saint-Emilion Grand Cru / Chateau La Grace Dieu des Prieurs
Для своего проекта Андрей Филатов (Forbes 134) выбрал шато с хорошей историей, а виноделием занимается отпрыск известной винодельческой бордоской семьи Луи Митжавиль, который успел проконсультировать не одно шато. Основная идея винодельческого подхода Митжавиля – селекция на винограднике, сбор только тех гроздей, которые достигли оптимальной зрелости, поэтому сортировка на приемке отсутствует. Небольшие площади (7 га красных сортов и 1 га – шардоне) позволяют обеспечивать тщательный контроль.
В оформлении вин шато используются работы русских художников из собрания основанного Филатовым Фонда Art Russe. Ежегодно для этикеток единственного вина шато отбираются 12 работ, и еще одна для магнумов. В ноябре 2020 года хозяйство выпустило первое шардоне в коммуне Сент-Эмильон (Vin de France) – кюве Elena (названо в честь жены владельца).
В России продает Alianta Group.
Италия
Тосканцы
La Madonnina
А вот партнер Филатова – Константин Николаев (Forbes 121) – выбрал другой классический регион. Хозяйство La Madonnina находится в том самом Болгери, в непосредственной близости от великих супертосканских хозяйств и при помощи звездного консультанта Рикардо Котарелла ищет свой путь к славе великих соседей. Возможно, «путеводной звездой» станет супермощный сира Viator, 2016 винтаж которого уже заработал 93 балла от Моники Ларнер из WA, а, может быть, сработают все-таки супертосканские бленды.
В России продает MBG.