My default image
Игристые тренды: как пузырьки покорили мир
ГлавнаяВиноРазноеИгристые тренды: как пузырьки покорили мир

Игристые тренды: как пузырьки покорили мир

Bubbles, bulles, bollicine, burbujas... Винный мир помешался на пузырьках. Пока одни виноделы изучают каждый камешек своего терруара, другие планируют запустить вино в космос и исследуют метавселенную. В игристых трендах последних лет разбиралась Валерия Тенисон.

Глобальная экспансия

Игристые – единственная категория вин, которая неуклонно растет на протяжении последних двадцати лет. Мировой экспансии пузырьков не помешали ни пандемия, ни мировой кризис. Локомотивом тенденции называют миллениалов, городских жителей до 45 лет, причем гендер значения не имеет: мужчины начали пить не меньше (а в некоторых странах даже больше) игристого, чем женщины.

В игристых, как и в других категориях вин, наблюдается тренд на премиумизацию. Люди пьют меньше, но качественнее. Даже такой чувствительной категории, как просекко, удалось увеличить среднюю цену за бутылку, не говоря уже о шампанском.

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Крупнейшими мировыми производителями по-прежнему остаются Италия, Франция, Германия и Испания. Пятерка лидеров по потреблению тоже стабильна: Франция и Италия любят и пьют свои местные вина, Германия держит первенство по объемам, США лидирует в стоимостном выражении, а британцы, несмотря на растущее собственное производство, продолжают любить хорошее шампанское и недорогое просекко. Россия традиционно остается в топе мировых потребителей игристого. Перспективными рынками IWSR называет Японию и Австралию.

Сушите весла

Мода на zero sugar появилась не вчера, однако до игристых она добралась в последнюю очередь. Все-таки не каждый потребитель готов к сводящей зубы кислотности на фоне абсолютной сухости профиля. Но сегодня, кажется, под натиском терруаристов и зожников сдались даже самые упертые адепты щедрого дозажа. Способствует этому и глобальное изменение климата. Урожай 2022 года выдался в Шампани самым жарким и сухим за долгую историю наблюдений. Сбор начали 25 августа, чтобы сохранить фирменную для региона свежесть.

Фото: © Regny & Pidansat

Фото: © Regny & Pidansat

«Сушатся» и итальянские игристые. Если для франчакорты и Trento DOC состояние dosaggio zero – давно норма, то визитной карточкой просекко долгие годы была категория extra dry (12-17 г/л сахара). Asolo Prosecco DOCG, самая маленькая, нишевая зона просекко, добавила в регламент категорию extra brut еще в 2014 году. А вот большое Prosecco DOC пошло на этот шаг лишь в 2019-м, разрешив экстремальные сухие категории. Доля «брютов» в регионе увеличивается ежегодно. Качественная кава из-за специфики климата и сортов уже давно почти вся как максимум extra brut. А Corpinnat, согласно спецификации, вообще не может быть слаще, чем brut.

Нужно заметить, что крупные производители продолжают работать и на развивающихся рынках, где вино – новый и неизвестный продукт, который не является неотъемлемой частью культуры. И если азиатов сегодня пытаются завоевать гастрономическими сочетаниями с игристыми, то с африканцами пока идут напролом, не жалея сахара. В ЮАР даже в премиальной категории méthode cap classique ежегодно увеличивается доля Nectar, как там принято называть demi-sec (32-50 г/л сахара), которое пользуется популярностью у начинающих знакомиться с вином потребителей. Масштабная рекламная кампания Moët & Chandon по продвижению Moët Ice Impérial Demi-Sec подтверждает, что аудитория сладкого стиля не только не сокращается, но и растет.

Фото: © Simonsig

Фото: © Simonsig

Terra и terroir

Зеленые тенденции не обходят стороной и игристые винные регионы. Поправки в регламент DO Cava обещают полностью перевести категорию Cava de Guard Superior (то есть ту, что выдерживают на осадке более девяти месяцев) на органические рельсы, а это около 12% производства региона. Сегодня продажи органической кавы составляют около 9% от общих. 

У Шампани успехи пока скромнее. Неудивительно, ведь каждый год регион отражает атаки милдью. Органическими методами сегодня работают около 420 хозяйств, площадь органических виноградников составляет 5,8%. Несмотря на трудности, ведется работа по поиску адекватных климату решений.

К 2025 году поставлена задача повсеместно отказаться от пестицидов. Некоторые инициативы вызывают жаркие споры и даже протесты. Многие известные виноделы, например Tarlant, выступили против решения комитета разрешить новую, более высокую формовку лозы VSL (vignes semi-larges) с меньшей плотностью посадки. Активисты No VSL считают, что, прикрываясь экологическими лозунгами, власти хотят механизировать и индустриализировать работу на виноградниках, таким образом сократив издержки на рабочую силу. Не все с радостью восприняли и добавление в регламент аппелласьона нового сорта – гибридного voltis, позволяющего значительно сократить опрыскивания на виноградниках. Несмотря на разногласия, все стороны, кажется, придерживаются нового лозунга Шампани: Luxury & eco is the new sexy.

Фото: © Lanson

Фото: © Lanson

Следом за экологическим идет терруарное движение, которое в последние годы достигло своего пика. Если еще пять лет назад в школах сомелье изучали лишь четыре основных субрегиона Шампани, то сегодня уважающий себя эксперт должен отличать как минимум семь субзон, перечисленных в книге Питера Лима Champagne: The Essential Guide to the Wines, Producers, and Terroirs of the Iconic Region. Отличным новогодним подарком винному гику станут и свеженькие карты Шампани, выпущенные мастером вина Чарльзом Кертисом и Стивом де Лонгом. Признанные эксперты по винам региона, Кертис и де Лонг вдохновлялись наработками 1950-х годов картографа Луи Ларма. Коллекцию Mapping Champagne называют революцией в мире шампанского, потому что обласканный славой культовый регион долгое время не имел подробной актуальной карты своих виноградников. К каждой карте прилагается написанный Кертисом буклет, где рассказывается о конфигурации каждого участка, топографии, экспозиции, сортах и владельцах. 

Доведенная до предела парцелляция соседствует и с другим феноменом – неимоверным взлетом популярности престижных кюве шампанских домов, которые в большинстве своем – ассамбляжи участков. Liv-ex уже несколько лет называет шампанское самым перспективным вином для инвестиций. Индекс Champagne 50, в который входят Krug, Cristal, Dom Pérignon, Salon и Taittinger Comtes de Champagne, вырос почти на 73% за два года и на 52% за последние 12 месяцев. Однако эксперты отмечают, что возросший спрос на prestige cuvées изменил профиль региона на рынке. Цены выросли, хотя они все еще очень далеки от топовых вин соседней Бургундии.

Фото: © Louis Roederer

Фото: © Louis Roederer

Эсси Авелан, финская мастер вина и специалист по Шампани, говорит о том, что противопоставление гран-марок и рекольтанов устарело. Размер хозяйства в Шампани зачастую не имеет прямой корреляции с качеством. Объем производства Dom Pérignon составляет около 5 млн бутылок в год, и вряд ли кто-то может назвать это вино посредственным. К тому же некоторым рекольтанам, чтобы развивать свой бизнес, приходиться менять экономический статус. Такие культовые уже виноделы, как Vouette et Sorbée, Pierre Paillard или Jacques Lassaigne, юридически не рекольтаны, а негоцианты.

В игристых, как и в других категориях вин, наблюдается тренд на премиумизацию. Люди пьют меньше, но качественнее.

Через тернии к звездам

Маркетинг – важнейший компонент любого бизнеса, и производители игристого здесь зачастую впереди всей винной планеты.

В сентябре 2022 года дом Mumm представил публике дизайн новинки Mumm Cordon Rouge Stellar, первой бутылки шампанского, предназначенной для космических путешествий. Она разработана с учетом условий невесомости в космосе. Содержимое также адаптировано к космической специфике. Оно представляет собой пену, которую нужно вдыхать ртом. Шампанский дом присоединился к программе космического туризма Axiom.

Фото: © G.H.Mumm

Фото: © G.H.Mumm

Другие производители обращаются к звездам земным. В 2021 году Dom Pérignon анонсировал сотрудничество с Lady Gaga. В качестве первого совместного проекта дом выставил на продажу сто уникальных бутылок – Dom Pérignon Rosé Vintage 2006 и Dom Pérignon Vintage 2010 лимитированной серии, предлагая приобрести эти бутылки в цифровой версии благодаря технологии NFT. Каждая коробка, проданная за криптовалюту, включала реальную бутылку, а также 3D NFT-версию для хранения.

Говоря о звездном игристом, нельзя не упомянуть о Кайли Миноуг, которая, похоже, всерьез взялась за винный бизнес. В октябре 2022 года она анонсировала релиз безалкогольного игристого розового вина. В составе напитка указаны премиальный европейский виноград и китайский чай из провинции Юньнань. Стоимость бутылки в Великобритании составит 7 фунтов.

Фото: © Kylie Minogue Wines

Фото: © Kylie Minogue Wines


А что за океаном

Продажи игристого в США переживают небывалый бум. Регулирующий совет DO Cava опубликовал статистику о 40%-ном росте продаж своих вин на американском рынке в 2021 году. На фоне высоких цен на шампанское растет спрос на более доступные французские креманы. Производители Crémant d’Alsace сообщают о почти 60%-ном росте импорта в США. Местные производители, не стесненные правилами аппелласьонов, тоже не перестают удивлять потребителей новыми продуктами. В проведенном в мае 2022 года VinePair опросе американских сомелье о том, какое их любимое местное игристое до $55, только три из одиннадцати представленных вин были сделаны по классическому методу, семь оказались петнатами (одно из них выдержано в квеври, а другое сделано из гибридов) и одно игристое было алкогольным напитком на основе яблок и фейхоа. Статья не претендует на научность, зато дает представление о разнообразии и открытости американского рынка к разным стилям. Méthode traditionnelle представляли, кстати, три разных штата: Нью-Мексико, Калифорния и Нью-Йорк (Finger Lakes AVA). Игристые из Южной Америки редко доезжают до Европы и потребляются в основном на месте. 

Цифры дают понять, что мода на пузырьки не обошла и две крупнейшие страны континента – Бразилию и Аргентину. Основанные еще в 1959 и 1973 годах, аргентинское и бразильское подразделения Chandon (LVMH) быстро восстановились после пандемии и наращивают обороты. Chandon Argentina 2014 Brut было признано лучшим вином Аргентины 2020 по версии Champagne & Sparkling Wine World Championships. Особенно перспективным выглядит бразильский рынок с огромным населением, только начинающим открывать для себя вино.

Фото: © Karol Chomka/Unsplash

Фото: © Karol Chomka/Unsplash

Австралия, и так находящаяся не в лучшем положении из-за конфликта с Китаем, в августе 2022 года получила удар ниже пояса от ближайших соседей – Новой Зеландии. Правительство страны киви подписало соглашение с Европейским союзом о защите наименований, таким образом запретив продажу австралийского «просекко». Австралия, напомним, не признала законной уловку итальянцев по переименованию сорта просекко в глеру и продолжает использовать его на этикетках своих вин. King Valley в штате Виктория – главный производитель австралийского просекко. До запрета отсюда в Новую Зеландию отправляли около 750 тыс. бутылок игристого ежегодно, около 5% от общего производства. Гигант австралийского виноделия Accolade Wines в 2021 году даже заявляли о планах расширения производства и запуска линеек просекко и просекко розе. За классику в Австралии по-прежнему отвечает Тасмания. В октябре 2022 года шампанский дом Mumm, принадлежащий транснациональной корпорации Pernod Ricard, представил кюве Mumm Tasmania Brut Prestige с доминантой пино нуара из Pipers River. В 2020 году компания запустила проект в Новой Зеландии с двумя кюве из Мальборо – Mumm Marlborough Brut Prestige и Mumm Marlborough Vintage Rosé.

Прежде всего вино, потом игристое

В последние годы главной задачей многих производителей было убедить потребителей, что игристое – это не только напиток для особых случаев и официальных мероприятий. В целом миссию можно считать выполненной. Сегодня, по данным IWSR, наблюдается значительный сдвиг в числе тех, кто рассматривает игристое вино как «расслабляющий напиток в конце дня» и как напиток, который можно пить «с неформальным ужином дома». Пандемия во многом способствовала этому изменению. Во время глобальных локдаунов больше людей начали готовить дома и наслаждаться игристым во время трапезы.

Фото: © Veuve Ambal

Фото: © Veuve Ambal

Продвижение игристого в каналах off-trade (HoReCa) остается приоритетом для многих винных регионов. Консорциум производителей франчакорты с 2021 года сотрудничает с итальянским подразделением Michelin, продвигая свои вина благодаря знаменитым на весь мир шефам. Регулирующий совет DO Cava подписал контракт с британским шефом Хосе Пиcарро, известным популяризацией испанской гастрономии на мировой арене. Просекко в Японии активно рекламирует гастрономические пары со своими винами, находя параллели между японской и итальянской гастрономией (паста – лапша). Продвижению шампанского в ресторанах помог запуск новой модели Coravin, предназначенной для игристых вин.

Фото: © Coravin

Фото: © Coravin

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №154.

Фото на обложке: © Gramona.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email