Михаил Друян – истинный сибарит и Фигаро: вот он позирует для портрета Ивану Березкину в ГУМе и спешит править бал дебютанток Tatler в Доме Пашкова, а интервью SWN дает уже из Красноярска, где успел побывать на показе спектакля Тимофея Кулябина «Три сестры» в рамках фестиваля «Территория». Встречаемся в Zoom: он – с бокалом шардоне, я – с бокалом рислинга. Как тут не сложиться беседе про светскую суету, радость и похмелье?
Михаил, вы везде чувствуете себя как дома, или наоборот – всюду в гостях?
Я, скажем так, странник. Вот мы с вами разговариваем, когда я в родном Красноярске, послезавтра отправляюсь в Сочи на открытие ресторана Димы Модестова, затем вернусь в Москву, но проведу там буквально несколько дней и сразу полечу в Гамбург на премьеру оперы «Электра» в постановке моего друга Мити Чернякова. Не думаю, что у многих людей на планете Земля такие разнообразные планы. Мой главный наркотик – это приключения, а они чаще всего связаны с переменой мест.

Фото: © Ваня Березкин
Редкое вино из путешествий привозите?
Вы с ума сошли? Ради вина надо возвращаться, а не везти его с собой.
Вы дружите со многими знаменитостями. Бывает, что корректируете меню и винные карты для событий с учетом их пищевых привычек и винных предпочтений?
Винные карты я составляю, а не корректирую, иначе за что же мне платят гонорары? Так что я благодарен моим клиентам, которые чаще всего доверяют мне выбор вина. Ну, или же мы с удовольствием выбираем его вместе. А что касается «райдеров» звезд, то я, как инженер человеческих желудков, пищеводов и настроения, конечно, использую свои знания, чтобы очаровывать, а не разочаровывать гостей.
И от бюджета, наверное, тоже.
В том числе. Но, знаете, в портфеле компании Simple всегда можно найти что-то хорошее даже по доступным ценам. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить своего друга, музу и блестящего профессионала, сотрудницу компании Simple Ольгу Самойленко. Она стала для меня человеком, в котором я всегда остро нуждаюсь, моей «винной скорой помощью» (Ольга Самойленко, ведущий менеджер Департамента SimpleWine Privé, работает с Михаилом Друяном около 10 лет. – Прим. ред.).

Фото: © Ваня Березкин
Какое винное открытие у вас случилось в уходящем году?
В ресторане «Гвидон» впервые попробовал шампанское Etienne Calsac Blanc de Blancs и высоко его оценил. Если бы я сейчас делал предновогоднюю коктейльную вечеринку, то закупился бы именно им. И это с учетом того, что шампанское я почти не пью: мой организм плохо реагирует на пузырьки, и для меня это всегда неизбежное нездоровье. Кроме того, признаюсь, не люблю запах жженого сахара изо рта, который остается после шампанского.
Что же тогда выбираете на аперитив?
Единственный коктейль, который пью в любой точке планеты, – Dry Martini, это прекрасный старт вечера. Хотя нередко в путешествиях я выпиваю свой первый бокал до полудня: лучшее опьянение, которое только может быть, – утреннее. Недавно мы гуляли с друзьями по солнечному Парижу, зашли на субботний рынок на авеню Президента Вильсона, а потом сели на террасе классического французского бистро. Представьте: ноябрь, полдень, солнце, и я заказываю свой первый бокал пастиса – боже мой, какое же счастье, какая феерия! Потом мы долго шли до гениального рыбного ресторана Le Duc на бульваре Распай, и вот там уже был шенен блан. Для меня пастис и белое вино – идеальная совокупность, как говорят на языке уголовного права. А в финале такого обеда или ужина нужно выпить Eau de Vie – больше всего я люблю грушевый. Вот это мой рецепт счастья!
Сейчас продажи ваших любимых винных регионов – Калифорнии и Бургундии – растут. Чувствуете ли вы, что люди стали лучше разбираться в вине?
Думаю, когда планета была на локдауне, люди стали регулярнее наполнять бокалы и начали делать выводы: что они любят больше, что им ближе. С алкоголем ведь как с сексом: чем чаще ты занимаешься им, тем лучше у тебя получается. А что касается Бургундии и Калифорнии, то я считаю, что качество вин Франции и США просто безупречно.

Фото: © Ваня Березкин
Много ли среди ваших друзей коллекционеров вина?
В красивых домах в центре Москвы или на Рублево-Успенском шоссе вложения в собственную коллекцию вина – популярная статья расходов. Да и не только в Москве, коллекция вина дома – примета качества жизни человека. Безусловно, у меня много знакомых и друзей, которые хорошо разбираются в вине, у них может быть выдающаяся коллекция бутылок и место для того, чтобы их хранить.
Есть ли такие люди, к винным советам которых вы всегда прислушиваетесь?
Это Анатолий Корнеев, безоговорочно ему доверяю. В конце октябре я был в Сиене и, по его совету, попробовал замечательный бленд санджовезе с каберне франом и мерло Haiku от Castello di Ama из тосканской коммуны Гайоле. Это прекрасный производитель, хозяйство с потрясающей коллекцией современного искусства. Кстати, в тот вечер мы поднимали бокал как раз за Анатолия Анатольевича, так как у него был день рождения. А еще я очень часто прислушиваюсь к рекомендациям моей подруги и партнера по бизнесу Варвары Родионовой, которую называю «королевой шардоне».
Я думала, что как раз шардоне вы не любите.
Не совсем так. Я просто не фанат вкуса активного дуба в белом вине. Недавно делал мероприятие, для которого клиент выбрал вино, которое я просто не мог пить, хотя оно было очень дорогое, но настолько не мое, что я провел вечер с Dry Martini и получил массу удовольствия. Еще не выношу примитивный новозеландский совиньон блан, который в Москве часто стоит ощутимых денег, особенно по бокалам. Но это не значит, что я вообще не люблю этот сорт. Мне нравится Lafóa от Colterenzio из Альто-Адидже или Sancerre d’Antan от Henri Bourgeois из Луары. А мой самый любимый винодел в этом плане – Didier Dagueneau (сам основатель хозяйства в Долине Луары, Дидье Дагено погиб в авиакатастрофе в 2008-м. – Прим. ред.). Его Pur Sang и Silex – два моих самых-самых любимых совиньона блан. На Новый год загадаю попробовать вино Asteroide того же производителя, давно хочу.
А как насчет российского вина?
За прошедший год его распробовал и теперь отношусь к нему гораздо лучше. Например, для летнего коктейля или вечеринки идеально подойдет тихое розовое вино «Золотой Балки», хозяйства моей подруги Снежанны Георгиевой и ее супруга Артема Зуева. Мне нравится сира выдающегося винодела Олега Репина, люблю оранжевое вино Павла Швеца, а у «Галицкого и Галицкого» могу отметить красное.

Фото: © Ваня Березкин
Как советуете бороться с похмельем 1 января?
Тут я не буду оригинальным. Когда ты делаешь два-три глотка пива с похмелья, ангелы начинают петь. Либо же помогает легкое белое вино. Например, верментино. На Сардинии верментино очень плотное, поэтому надо взять что-то попроще. Скажем, португальское.
На ваш взгляд, как локдауны изменят светскую культуру в Москве?
Моя профессия и характер не оставляют мне иного выбора, кроме как выступать жестким оптимистом. Я очень надеюсь, что люди перестанут бояться посещать события, но произойдет это только в том случае, если подавляющее большинство наших соотечественников вакцинируется – вот о чем бы я мечтал. В марте отложенный спрос был огромен, и моя профессия вернулась мгновенно, но тогда и общая картина с заболеванием была лучше. Тем не менее климат, отсутствие солнца и бесконечный снег аккумулируют интерес клиентов к достойным событиям, хотя сейчас эпидемиологическая ситуация совсем иная. Я всех призываю вакцинироваться и ревакцинироваться, потому что это единственный способ вернуться в то русло жизни, как было до марта 2020 года!
Какое вино сейчас модно заказывать на светские вечеринки и праздники?
Моды на какой-то определенный сорт или бренд здесь нет. Это же как с фильмами. Стали мы больше смотреть южнокорейское кино после успеха фильма «Паразиты»? Очень сомневаюсь. Сейчас к остромодным сортам стоит отнести алиготе и гаме, но есть люди, которые, скажем, долгие годы любят вино Sassicaia и ничего с собой поделать не могут, и мы достанем его благодаря компании Simple. Или найдем что-то похожее, и это произведет не меньшее впечатление. Сегодня люди более внимательно относятся к тратам из-за непростой экономической ситуации в мире, и вот это можно отнести к тренду. События проводят реже, но лучше и качественнее.
На чем никогда не следует экономить?
На шампанском. На мой взгляд, от него лучше отказаться совсем, чем пытаться заменить. Просекко, кава – все это проигрывает микроскопическому французскому региону. А лучше вообще ни на чем не экономить. Я за то, чтобы тратить средства разумно. Иногда имеет смысл пригласить меньше гостей, но получить больше удовольствия.
Чем отличаются вечеринки в России от праздников на Западе?
Мне кажется, что светская жизнь отчизны невероятно развита по сравнению со светской жизнью в Европе или Америке. В Москве, Петербурге, да где угодно ты можешь сделать событие очень высокого класса. Русские клиенты – самые требовательные в мире и понимают, что за качество надо платить. Безусловно, сложно соревноваться с Парижем в отношении фарфора, стекла или серебра на столе – такого разнообразия посуды у нас нет. Но у нас есть профессионалы, которые могут приготовить прекрасные блюда, даже не из самых лучших продуктов, скажем прямо. И самое главное – люди у нас будут искренне веселиться и получать удовольствие от происходящего. Мне с такими клиентами везет, дай им Бог здоровья!

Фото: © Ваня Березкин
А Новый год любите?
Я люблю 1 января. Когда новогодняя гонка – в какой-то момент уже бессмысленная и очень дорогая – завершается и ты с радостью выдыхаешь. В самой новогодней ночи мне нравится то, что люди мечтают. В 2021 году я впервые за долгое время встречал Новый год в Москве. Закрыл гештальт – наконец, 31 декабря оказался на «Щелкунчике», а потом отправился на праздничный ужин к друзьям.
Как планируете встречать 2022 год?
Надеюсь, в Париже, в моей любимой квартире Владимира и Сати Спиваковых. Мы планируем приготовить всю отечественную новогоднюю карту. Из всех хитов времен СССР я больше всего люблю селедку под шубой. Она отлично идет и с шампанским, и с белым вином, и с водкой. С наступающим!
Я, как инженер человеческих желудков, пищеводов и настроения, конечно, использую свои знания, чтобы очаровывать, а не разочаровывать гостей.
Специально для SWN Михаил Друян представил два винных сценария на Новый год:
Вечеринка для своих
Есть такие редкие и невероятные вина, которые не хочется «сдавать» всем подряд, а разделить лишь с особенно близкими людьми. Новый год может стать подходящим поводом для этого. Шампанское от Этьена Кальсака L’Échappée Belle Blanc de Blancs. Мое открытие уходящего года.
Шабли снова в моде и в игре! Выбираю текстурные, пикантные и напористые премье или гран крю от Domaine Moreau-Naudet. Стефан Моро, ученик Винсена Дависса, внезапно умер совсем молодым в 2016 году, и теперь доменом управляет его жена Вирджиния (Мими).
На красное неводянистый, классный, современный пино нуар La Taupe от Domaine Chavy-Chouet.
Долгий рождественский обед в кругу семьи
Выдающееся шампанское Jacques Selosse, например, Blanc de Blancs или Substance. Я очень люблю этого винодела, но не так часто пью его вина, поэтому, оказавшись на таком ужине, был бы рад любому из сепажей.
Обожаю французское вино из леса, созданное у подножия Монблана. Как я иногда шучу, «вино из Куршевеля». Это Савойя, и тут я бы отметил Turbulence. Я обожаю вионье, поэтому добавил бы в карту для ужина кондриё Les Chaillets от небольшого хозяйства в Долине Роны Yves Cuilleron.
А что касается красных вин, то я хорошо отношусь к остромодному французскому региону Лангедок-Руссильон. Представить его могло бы тонкое и культовое красное от EARL la Grange des Pères из портфеля Simple. Очень люблю пино нуар Littorai из Сономы. В России его нет, но это мое самое любимое красное вино на планете. Думаю, если постараться, к этому ужину его можно как-то достать.
Фото на обложке: © Ваня Березкин.Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №145.