Корсо – сын Марко Манетти, Бернардо – сын Джованни Манетти. Корсо уже отучился в университете Флоренции по классу виноделия, Бернардо еще учится там же, но на специалиста по маркетингу и продажам.
Корсо
Любителям вина становится все сложнее разбираться в винных классификациях, но увы, ребята, придется учить матчасть. Нам самим иногда непросто, однако такому большому и разностороннему аппелласьону, как Кьянти Классико, очень нужны инструменты для разделения уровней качества. Gran Selezione – это проект, который был нам жизненно необходим, потому что даже топовые классические хозяйства в какой-то момент стали делать дорогие вина из непонятно где закупленного винограда. Теперь у нас есть GS и вы можете быть уверены, что вина из этой категории делают только из собственного винограда с отдельных участков и выпускают после 13 месяцев выдержки. Следующий шаг – то, чем сейчас занимается Джованни, отец Бернардо. Вы же знаете, что он президент консорциума? Ну так вот, он продвигает необходимость разделения Chanti Classico на MGA, как в Пьемонте. Вполне вероятно, что скоро у нас будут такие категории, как GS Panzano, Radda, Castellina, Gaiole, и так далее.
Нашей семье с давних времен принадлежит бизнес по производству терракоты, поэтому было бы странно, если бы мы не стали сами использовать амфоры на винодельне. Экспериментировать с ними мы начали 20 лет назад, теперь у нас целый парк таких емкостей, в них мы ферментируем санджовезе, пино неро и совиньон блан. Они великолепны с точки зрения микрооксидации, но вот температурный контроль в них – задача непростая. Единственный вариант – перемещать емкости между двумя помещениями, холодным и теплым. Такая у нас фишка.
Великое вино должно держаться корнями за терруар. Чтобы сделать в Кьянти Классико великий санджовезе, нужно очень много работать, но даже если ты стираешь руки в кровь, может не получиться. Вот почему такие вина часто сравнивают с произведениями искусства.
Бернардо
В Кьянти Классико множество холмов, комбинаций почв, экспозиций, терруаров. Мой отец любит сравнивать наши вина с фотокамерой: результат всегда зависит от того, какой конкретно пейзаж попадет в объектив. Вот почему нам нужна чуть более точная классификация, чем в других аппелласьонах.
В Кьянти Классико уже очень многие хозяйства работают по принципам органического виноделия, где-то 45-50%. В Панцано, где находимся мы, на эту сторону перешли почти все. Я говорю «почти», потому что у нас есть белая ворона: Джампаоло Мотта со своей La Massa. Наше хозяйство прошло органическую сертификацию виноградников еще в середине 90-х, а погребов – в 2006, но не все так расторопны.
Весна 2019-го года в Тоскане была самой дождливой и холодной за несколько десятков лет. 25 °C – это по нашим меркам настоящий мороз, особенно если речь о мае месяце. Представьте себе такой холод и 50 мм дождя за час! Град раньше вообще был нетипичен для нашего региона, а теперь стал обыденностью. Да, климат сильно поменялся в худшую сторону.
Вряд ли что-то заставит нас изменить стилистику наших вин. Тренды? Миллениалы? Допустим, сейчас молодежь не захочет пить то же, что пили их деды, но помните, что история развивается по спирали и всегда вс возвращается на круги своя. Я думаю, новую аудиторию должен привлекать уже тот факт, что за последние 10 лет мы в разы повысили качество своих вин, и это заметно невооруженным глазом. Кроме того, даже среди миллениалов ценится то, за чем стоит серьезная история. Ферментировать в бутылке все, что попадется под руку – не наш путь.
Термин «супертоскана» сейчас вообще ничего не значит. Я уверен, что будущее за DOCG. Очень жаль, что наше топовое вино Flacianello – официально вне высшей ступени классификации итальянских вин. Как вообще такое возможно? Мы надеемся, что рано или поздно справедливость восторжествует, и подобные вина займут свое законное место.
Бернардо (слева), Корсо (справа) и Fontodi Chianti Classico 2015 © Ваня Березкин
Fontodi Chianti Classico 2015
Флагманское для Fontodi кьянти сделано на 100% из санджовезе, выращенного на органических виноградниках в долине Конка д'Оро, к югу от города Панцано и обладает эталонным для своей категории балансом кислотности, танинов и алкоголя.
Блиц
Лучшее гастрономическое сочетание с вашим санджовезе – это…
Хором: Конечно, мясо. Бистекка фьорентина.
Какую музыку вы бы ассоциировали со своим вином?
Бернардо: Очень тяжелый, но благородный и чисто сделанный классик-рок, вроде AC/DC или Led Zeppelin.
Есть ли произведение искусства, которое изменило вашу жизнь?
Бернардо: Мой отец всегда говорит: «Чтобы сделать хорошее санджовезе, тебе нужно быть полностью в курсе эпохи Ренессанса». Многое оттуда действительно оказывает на меня сильное влияние.
Чем бы вы занимались, если бы не выбрали вино своей профессией?
Корсо: Я бы стал архитектором.
Бернардо: История – моя вторая страсть.
Назовите трех лучших виноделов:
Бернардо: Джакомо Такис, Джулио Гамбелли, Мишель Роллан.
Лучшее лекарство от похмелья – это…
Корсо: Джин-тоник.
Бернардо: Начать пить заново.
Если вы любите готовить – какое ваше коронное блюдо?
Корсо: Паста, конечно! Карбонара.
Бернардо: Я не лучший повар в мире.
Пить или дегустировать?
Хором: Пить. От вина нужно получать удовольствие.
Фото на обложке: © Ваня Березкин.
Материал был впервые опубликован в Simple Wine News №125.