My default image
Крепкий рынок пошатывается
ГлавнаяКрепкое и не толькоКрепкий рынок пошатывается

Крепкий рынок пошатывается

Сегодня трудно, да практически нереально, делать какие-то выводы или прогнозы по состоянию рынка крепкого алкоголя в стране. Слишком быстро все меняется, цифры можно изучать лишь на коротком отрезке. После паники, что не будет крепких напитков из Европы, ситуация несколько успокоилась – большая часть брендов осталась и даже наращивает портфели. Некоторые из тех же, кто громко объявил, что время хлопнуть дверью, ищут пути, чтобы остаться. Например, у Martell новый импортер, чье имя мало кому что скажет. Были замечены разлитые и привезенные весной-летом такие старожилы крепких полок, как Johnnie Walker и Ballantine’s, их новый импортер тоже ранее не был известен, что как бы подчеркивает официальную непричастность к этим поставкам.

Импорт: много нового

Юрий Сурин

Руководитель Simple Spirit

Констатирует, что с февраля 2022 года российский рынок алкоголя значительно изменился под действием санкций со стороны ряда стан и глобальных изменений в торговой политике. Импорт за второй и третий кварталы года упал приблизительно на 40%. Неуверенность в будущем (индекс потребительского доверия снизился до отметки 2014 года) и потеря источников дохода (вместе с уходом международных бизнесов) заставили многих людей пересмотреть свои расходы и перейти к стратегиям экономии, сократив спонтанные покупки, переключившись на бренды и товары попроще.

Какие факторы влияют на поставки алкоголя? 

Если начать с предложения, можно выделить страновые, индустриальные и индивидуальные. На уровне госограничений – полное эмбарго от США и Австралии на алкоголь, а также санкции на предметы роскоши, введенные Евросоюзом и Японией. 

На втором уровне объединения производителей отдельных продуктов высказались за остановку поставок в Россию – в частности это коснулось шампанского, крепленых и тихих вин Португалии, поставщиков шотландского виски. 

Фото: © Potato Wang/Unsplash

Фото: © Potato Wang/Unsplash

На уровне отдельных бизнесов ощутимый эффект вызвало решение ряда крупных международных компаний сократить ассортимент или полностью остановить свою деятельность в нашей стране – об уходе с рынка объявили британцы Diageo (Johnnie Walker, Baileys, Captain Morgan, Singleton и др.) и Edrington (The Macallan, Highland Park, Famous Grouse), американский Brown-Forman (Jack Daniel’s, Finlandia, Woodford Reserve), американо-японская Beam Suntory (Jim Beam, Courvoisier, Sauza, Roku и др.), а также алкогольный юнит люксового концерна LVMH – Moеt Hennessy (Moеt, Ruinart, Dom Pérignon, Hennessy, Glenmorangie и т. д.). По аналогичным причинам многие российские импортеры и дистрибьюторы потеряли части своих портфелей. 

Как ни парадоксально, к весне 2023 года ассортимент на полках может даже расшириться. Однако потребителю придется осваивать новые бренды, а это процесс обычно небыстрый.

На каких значимых категориях в первую очередь сказалась ситуация?

Очевидно, практически полностью полки покинут бурбон, портвейн, австралийские вина. Нелегко будет найти известные бренды шампанского. По сторонним оценкам, от 30 до 60% объема может выпасть из оборота в категориях французского конька, шотландского виски (особенно односолодового). Ухода привычных и популярных брендов стоит ждать и в барных напитках – текиле, роме, импортном джине. В то же время такая ситуация подстегивает интерес к тем крупным брендам, что остались, к примеру, Martini или Aperol

Фото: © Gabriella Clare Marino/Unsplash

Фото: © Gabriella Clare Marino/Unsplash

Будет ли дефицит? 

Очевидно, что крупные российские импортеры стараются заместить ушедшие товары, прикладывая большие усилия для поиска новых поставщиков и изучая категории, которые раньше не были широко отражены на нашем рынке. Поэтому, как ни парадоксально, к весне 2023 года ассортимент на полках может даже расшириться. Однако потребителю придется осваивать новые бренды, а это процесс обычно небыстрый. Премиальные бренды бутиковых, небольших, артизанальных поставщиков сохраняются в продаже. Например, коньяки семейных домов Hine и Camus или small-batch ирландский виски The Irishman все так же можно легко найти на полках магазинов SimpleWine и во всех точках, где знатоки и ценители изысканных напитков привыкли их покупать. 

Фото: © Camus

Фото: © Camus

Что с импортозамещением? 

Текущие тренды подсказывают, что следует ожидать роста в продажах традиционных локальных категорий – скажем, водки или армянского бренди. Причем на фоне дефицита импортных товаров вероятна премиумизация некоторых брендов, эволюция упаковки и вкусовых линеек.

Кризис может подтолкнуть отечественных производителей к развитию технологий и ассортимента – помимо традиционных напитков они будут учиться новому и расширять производство, делать хорошего класса джин или качественные ликеры, больше внимания уделять упаковке и маркетингу. 

Водка, премиум 

Александр Ставцев

Вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла

Отмечает рост отечественного производства крепкого сегмента, который стал драйвером для увеличения продаж, в то время как в импорте объемного роста, конечно, нет. Идет перераспределение доли рынка слабоалкогольного сегмента (до 25 градусов) и ликерной группы в пользу крепкого алкоголя. 

Люди стали пить больше водки? 

Водка достаточно долго стагнировала в продажах, 98-102% к предыдущему периоду, то есть колыхалась на неких стабильных объемах. Сейчас мы видим, что она растет достаточно динамично. Можно отметить, что при этом увеличиваются продажи премиальной водки, то есть всего, что дороже 500 рублей. Явно наблюдается перераспределение из других сегментов крепкого алкоголя к водке. А внутри водочных брендов заметен рост горьких настоек. 

Фото: © Роман Суслов

Фото: © Роман Суслов

Такую ситуацию с предпочтениями водки Александр объясняет откатом продаж топовых позиций, таких как коньяк и виски, потому что водка в премиуме занимает только третье место.

Сейчас у рынка есть возможность попробовать нечто другое, а у потребителя – начать пить не этикетку, а сам напиток.

Это связано с настроениями или с откатом продаж в других категориях?

Среди категорий с премиум-брендами водка занимает третье место после виски и коньяков. И когда потребитель не видит привычных брендов виски и коньяков, он более склонен выбрать известный бренд водки, чем осваивать другие категорий. В том числе премиум-бренд водки будет для него более предпочтительным, чем отечественный виски. 

Какие перспективы у других категорий напитков, производимых в РФ? 

Активно растет джин, в первую очередь за счет локальных брендов, как Barrister по классическому английскому рецепту или «московский цивилизованный джин» Green Baboon. Растут такие несвойственные нашему рынку категории, как кальвадос: здесь один из лидеров – Дербентский коньячный комбинат. Фруктовые о-де-ви занимают свою нишу – в первых рядах «Фанагория» с виноградными.

Фото: © Green Baboon

Фото: © Green Baboon

Сегмент крепкого мог бы быть усилен локальными крафтовыми производствами, но пока законодательные ограничения не позволяют им сказать свое слово: 9 млн рублей нужно заплатить за лицензию на дистилляцию, и еще столько же уйдет на запуск продукта – это по факту жесткая запретительная пошлина. По данным Nielsen, в Европе ситуация кардинально иная – там значительную долю рынка занимают как раз мелкие и средние производители крепышей. А у нас последние годы все было четко монополизировано крупными брендами. Сейчас у рынка есть возможность попробовать нечто другое, а у потребителя – начать пить не этикетку, а сам напиток. Есть данные, что готовятся документы как раз по законодательному благоприятствованию российских крафтовиков, но пока вопрос окончательно не решен. 

Статистика, отображаемая порталом WineRetail 

По данным NielsenIQ, в отличие от большинства индустрий FMCG (товары повседневного потребления) алкогольный рынок РФ растет в натуральном выражении. В январе – июле 2022 года реальный спрос на все крупнейшие категории (пиво, джин, виски, водка) закрепился в положительной зоне. Внутри самих категорий заметны разноплановые тренды. Так, в категории джина натуральные продажи перетекают из высокого ценового сегмента в средний, что объясняется снижением доли импортных брендов на фоне логистических сложностей и роста популярности отечественного джина. В категории виски, напротив, заметно резкое сокращение среднего ценового сегмента в пользу высокого и низкого: в то время как импортные марки стали еще дороже, более дешевые бренды стараются сохранить цену, привлекательную для покупателя.

 По данным Росалкогольрегулирования 

01 copy.jpg


Положительная динамика денежных продаж наблюдается в большинстве категорий алкоголя

Изменение денежных продаж к аналогичному периоду годом ранее [%]

02.jpg


Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №153.

Фото на обложке: © Timon Studler/Unsplash.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email