«Сразу после Университета Турина по специальности “управление бизнесом” в сентябре 2020 года я попала в “школу Pio Cesare”, что оказалось куда сложнее. Я с ранних лет путешествовала с отцом, а когда стала старше, мы начали вместе дегустировать и обсуждать самые разные стороны бизнеса, так что в семейном деле я еще с 2016 года, например, мы вместе обсуждали возрождение традиционных категорий вермута и бароло кинато».
Федерике Боффа всего 23, но даже 73-летний дядя Августо уже называет ее не «подрончина»*, а «босс», и докладывает обо всем происходящем. Последние 20 лет вместе с Пио работал сын старшей сестры, племянник Чезаре Бенвенуто, тоже представляющий пятое поколение, но финальные решения теперь на владелице и управляющей домом. Возглавить компанию исторического значения в столь юном возрасте, когда сверстники только и думают о путешествиях, романтике и всяких глупостях, непросто, но по Федерике и не скажешь, что она в прострации. Она знает ответ на любой вопрос, мало ест, мало пьет, почти лишена чрезмерных эмоций и не тратит время зря. Строгая школа Пио Чезаре не прошла даром, хотя ее отец явно был куда более радушным, чем дед, ведь, по его воспоминаниям, тот похвалил сына всего раз в жизни – за пару месяцев перед смертью. Попробовав последний винтаж, Джузеппе ударил костылем по ботти и сказал: «Я хочу поздравить сына. 30 лет он тратил мои деньги на путешествия, исследования и эксперименты, и, наконец, он смог сделать вина, как делал я 50 лет назад. Разница в одном – у меня это получалось без лишних трат».
Несмотря на жесткость характера, Пио всегда уважал любые решения отца, но не забывал и свое видение. Его мечтой было превратиться из негоцианта в держателя виноградников. Его мечта сбылась: начиная с 2014 Pio Cesare больше вообще не покупают виноград, 75 га полностью покрывают запросы компании. Федерике досталось хорошее наследство, в погребе даже сохранилось несколько бутылок первого бутилированного винтажа, 1918 года. Сберечь такое богатство непросто, преумножить еще сложнее, но мы уверены, что это получится. И за это предлагаем выпить бокал одного из двух редких юбилейных кюве в честь 140-летия компании: Barolo Riserva 2000 и Barolo del Сomune di Serralunga d’Alba 2017, ассамбляж четырех лучших виноградников из Серралунги, где начиналась история дома Чезаре Пио. Да-да, прапрадеда Федерики Роси Боффа Пио и основателя рода звали Чезаре, а Пио – это фамилия, просто в те времена имя ставили на втором месте.
* дочь владельца.
Фото: © Lorenzo Ugo Fanti
Классические и экспериментальные вина
Pio Cesare производят пьемонтскую классику – барберу д’альба, дольчетто, гриньолино, гави и москато, раньше был и арнеис, но собственных виноградников в Роэро нет, поэтому от него решено было отказаться. В своих немногих интервью Пио Боффа всячески открещивался от модернизма, экспериментов и трендов, делая ставку на традиции семьи, но слов из песни не выкинешь, и на виноградниках Pio Cesare в Ланге встречаются:
- cовиньон блан, в 2019 году его впервые сделали в чистом виде, а также добавляют в небольшой доле в шардоне L’Altro;
- пино нуар, его ассамблируют с неббиоло для кюве Il Nebbio;
- каберне, мерло и пти вердо идут в шокирующий бленд с неббиоло и барберой Oltre;
- сира, небольшая его часть добавляется к барбере для розового вина Rosy.
Последняя новинка от нового, пятого, поколения семьи, Федерики и Чезаре – традиционные вермут и бароло кинато. Их производили до 1950-х годов, когда решили сделать ставку в пользу сухих вин, однако в 2016 году в архивах нашли сохраненные рецепты мамы Пио Роси Боффы, которая протоколировала все, что когда-то производилось на винодельне.
Вермут производят из шардоне и муската, к которым добавляют 26 трав, немного сахара, спирта и жженого сахара для цвета. Бароло из классической линейки настаивают 21 день на хине, после чего добавляют набор трав и пряностей по семейному рецепту, нужное количество бароло, и ещё через полгода бароло кинато готово к выходу в продажу. В Пьемонте его подают на дижестив, тогда как вермут может служить и аперитивом, если подать его со льдом и лимонной цедрой.
Классическая линейка
Pio Cesare Barolo DOCG 2017
Ферментация в стали, мацерация на мезге 25-30 дней, выдержка 30 месяцев в ботти из французского дуба с небольшой частью барриков.
James Suckling 95
Robert Parker 94+
Decanter 93
Никогда не называйте это бароло базовым! Это классическое кюве, история региона, полагавшегося на ассамбляж, а не на экспрессию отдельных участков. Пять деревень, каждая отвечает за свою часть: Серралунга-д’Альба – структура и потенциал к выдержке, Гриндзане-Кавур – изящество и тело, Ла-Морра – элегантность и открытость, Новелло – свежесть и фрукт, Монфорте-д’Альба – мощь и структура.
Pio Cesare Barbaresco DOCG 2017
Ферментация в стали, мацерация на мезге 25-30 дней, выдержка 30 месяцев в ботти из французского дуба с небольшой частью барриков.
James Suckling 95
Robert Parker 92
В хозяйстве не проводят различий в винификации и выдержке между бароло и барбареско, оба классических кюве выдерживаются в дубовых емкостях с небольшой долей барриков и выходят в продажу в один год. Барбареско – ассамбляж урожая с двух виноградников: Иль-Брикко в коммуне Трейзо и Сан-Рокко Сено-д’Эльвио в Альбе. Иль-Брикко дает свежесть и долготу, Сан-Рокко – тело и округлость во вкусе.
Фото: © Lorenzo Ugo Fanti
Вина с отдельных виноградников
Il Bricco Barbaresco DOCG 2017
Ферментация в стали, мацерация на мезге 30 дней, выдержка 30 месяцев в ботти из французского дуба с небольшой частью барриков.
James Suckling 97
Robert Parker 93
Это вино происходит даже не с отдельного виноградника, а с трех небольших участков на этом винограднике. Иль-Брикко – одна из самых высоких и прохладных зон в Барбареско, что гарантирует свежесть, кислотность, строгий, поначалу закрытый и редуктивный аромат с характерными тонами красных ягод, граната, смолы, сушеных цветов и черного чая. Непривычно полнотелое барбареско с мощными танинами и прочной структурой, которая гарантирует вину долгую жизнь.
Ornato Barolo DOCG 2017
Ферментация в стали, мацерация на мезге 30 дней, выдержка 30 месяцев в ботти из французского дуба, небольшая часть вина выдерживается в барриках первые 12 месяцев.
James Suckling 98
Robert Parker 94
Decanter 96
Первое бароло с отдельного виноградника появилось в коллекции Пио Чезаре в винтаже 1985 года. Серралунга-д’Альба исторически была самым важным поставщиком неббиоло для семьи, отвечая за структуру, мощные танины, но при этом и сохраняя свежесть и потенциал к длительной выдержке. Кстати, предыдущий урожай, Ornato 2016, стал «Лучшим красным вином Италии» по версии главного винного гида страны Gambero Rosso 2021.
Mosconi Barolo DOCG 2017
Ферментация в стали, мацерация на мезге 30 дней, выдержка 30 месяцев в ботти из французского дуба, небольшая часть вина выдерживается в барриках первые 12 месяцев.
James Suckling 98
Robert Parker 95
Decanter 95
10 га виноградников в коммуне Монфорте-д’Альба были подарком Пио самому себе на 60-летие. Как он признавался, цена была неоправданно высока, но оно того стоило, ведь характер коммуны радикально отличается от соседней Серралунги. Москони – небольшой виноградник, который в теории должен быть похож на Кащину Орнато: высота 400 метров против 380, в обоих случаях южная экспозиция, в почвах глина, известняк и песчаник. Но стиль радикально отличается: Москони дает вина, которые сочетают привычную мощь с элегантностью, открытостью уже в молодом возрасте и поразительной свежестью даже в жаркий год.
Piodilei Langhe Chardonnay DOC 2018
Ферментация начинается в стали и заканчивается в барриках, 1/3 из них новые, выдержка на тонком осадке 8 месяцев.
James Suckling 94
Впервые шардоне появился на виноградниках Pio Cesare в 1980 году, когда пришлось пересадить часть неббиоло в Иль-Брикко (Барбареско). Вино Пио посвятил женщинам, ведь именно благодаря его маме хозяйство перешло под управление семьи Боффа. Первые винтажи были сильно «американизированы» и не стеснялись в дубовой экспрессии, со временем пришел более тонкий и изысканный стиль. С винтажа 2019 года вино будет производиться исключительно с виноградника Москони в Монфорте-д’Альба (Бароло). Также с винтажа 2017 года барбера д’альба Vides поднялась по классификации до категории «супериоре» и теперь производится исключительно с виноградника Москони в Монфорте-д’Альба.
Винтаж 2017 по версии Августо Боффы: «Это был очень жаркий и сухой год, в итальянской прессе писали о катастрофе и повторении урожая 2003-го. Но в Пьемонте в августе было сразу несколько гроз, которые значительно освежили винтаж. Особенно хорошо показал себя неббиоло, он имеет активную корневую систему, а на терруарах с глиной влагу удалось сохранить на протяжение всего сезона. Итог? Бароло и барбареско от Pio Cesare продолжают классическую линию, это вина с большим количеством спелых красных ягоды, к которым добавляются смола и сушеные цветы, вина с обильным, но полированным танином и энергичной кислотностью. Этот винтаж куда раньше будет готов к употреблению, но у него также хороший потенциал для выдержки».
Фото: © Lorenzo Ugo Fanti
Любимая паста Федерики: Maltagliati alla salsiccia di Bra
Мальтальяти – один из популярных на Севере Италии форматов пасты. Само слово означает «неправильно порезанный»: изначально мальтальяти – то, что осталось после лепки равиоли или тортеллини (ну, как после того, как вы бокалом вырезали кружочки для пельмешков в тонко раскатанном пласте теста). Сальсичча из Бра – гордость Пьемонта, аппелласьонная говяжья колбаска из коммуны Бра. Чтобы приготовить рагу для пасты, от сырой колбаски отщипывают маленькие кусочки, фактически превращая ее обратно в фарш. Вот такие затейники пьемонтцы.
Фото на обложке: © Lorenzo Ugo Fanti.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №142.