Немного цифр
В 2020 году Италия вновь подтвердила свой статус первого экспортера вин в Российскую Федерацию. Общий объем экспорта составил более €292 млн (он немного снизился – на 3%). Доля рынка по стоимости составляет более 30%, по объему 4,8% (при том что 80% рынка приходится на вина российского производства). За первые четыре месяца 2021 года продажи итальянских вин в России выросли уже на 23,8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, составив €84 млн. В мире по итогам 2020 года Италия осталась лидером по объему производства вина (с приростом в 3%) и заняла первое место по объему экспорта, обогнав Испанию. Доля Италии на мировом рынке составляет 20%. Любопытно, что сами итальянцы за пандемийный 2020-й выпили на 10% больше вина, чем в среднем они пили в последние пять лет, и это при том, что туристов в стране было в разы меньше.
Паскуале Терраччано:
Я стараюсь пробовать вина из разных регионов Италии. Везде есть свои жемчужины, но я особенно люблю пять регионов: Сицилию, Кампанию, Тоскану, Пьемонт и Венето.
Мое вино на каждый день – Campi Flegrei от Farro, фалангина и пьедироссо из Кампании. Что я люблю в них, так это простоту и легкость. В том числе мне нравится их история. Вина производятся под Неаполем – моим родным городом. Интересно, что из-за вулканических почв филлоксеры здесь не было, поэтому лозы все непривитые. Так что я чувствую, что пью вино, которое могли пить богатые римляне в античные времена. Когда у меня гости, особенно которых хочется впечатлить, я открываю амароне или брунелло ди монтальчино.
Я помню, когда впервые попробовал вино. Мне было около 10 лет, мы с семьей пришли, как всегда, на обед к бабушке в воскресенье. Так вот она налила мне полбокала красного вина и сказала родителям: «Не думайте, что я делаю что-то опасное. Я спросила доктора, и он ответил, что полбокала для ребенка за ужином полезно для его здоровья».
Фото: © Ваня Березкин
Но оценил по-настоящему вино, когда впервые попробовал брунелло. Я понял, что это новый необыкновенный мир в бокале. В нем заключена история и культура. И, конечно, мой мир перевернули такие вина, как Sassicaia и Ornellaia.
Никогда не забуду один момент и вино, с которым он связан. Я впервые отдыхал с моей будущей женой на Капри. И там мы пили греко ди туфо от Benito Ferrara. Иногда греко бывает слишком кислотным, но то было с идеальным балансом. Как раз для прекрасного романтического вечера.
Я люблю вина с историей. Поэтому меня привлекает амароне, которое появилось в результате чистой случайности.
Кстати, история, которую я вспомнил после глотка Этны. Одним из моих предшественников на посту посла Италии в России был Эмануэле Скаммакка дель Мурго и делл’Аньоне – по совместительству винодел, который основал свое хозяйство на Сицилии. В 1995 году я приехал в Москву и оказался в особняке Берга на встрече. Как вы знаете, у этого здания богатая история. В нем недолгое время размещалось немецкое посольство, и в 1918 году было совершено убийство посла. Эмануэле рассказал эту историю и указал на красное пятно на ковре: «Вот здесь он был убит». Я был в ужасе. Но потом узнал, что это всего лишь след от красного вина, которое решили не выводить, чтобы нагляднее рассказывать трагическую историю убийства. Сегодня пятна вы не найдете, его отчистили. Cледующий посол не производил вино.
В посольстве есть свой погреб, где хранится около 2000 бутылок. Мы пополняем запасы как через импортеров в России, так и через свои собственные контакты в Италии посредством дипломатической почты. Ведь многих небольших хозяйств в России просто не найти.
Я всегда был против ограничений на международные перемещения для граждан тех стран, которые не представляют миграционных рисков, таких как Россия. Не понимаю, зачем осложнять жизнь туристам. Поэтому во время пандемии мы решили продлять туристические визы, которые истекли годом ранее и не были использованы из-за эпидемии. Для этого не нужно предъявлять ни новые авиабилеты, ни бронь отеля. Таким образом мы хотим избежать в консульстве большого наплыва подающих на визы людей, когда границы снова откроются.
Когда я был послом в Испании, я заехал в старую бодегу в Риохе. Во время визита меня спросили, хочу ли я посетить кладбище. Я так удивился, с чего бы мне этого хотеть? Но оказалось, что они имеют в виду часть погреба с очень старыми винами. Там мы открыли две бутылки: красное 1956-го – моего года рождения и белое 1967-го – года рождения моей жены. И после всех этих лет вина были живы. Удивительно! (По всей видимости, речь шла о R. López de Heredia Viña Tondonia. – Прим. ред.)
Фото: © Ваня Березкин
Я предпочитаю кухню Юга Италии, она более здоровая, в ней много оливкового масла и свежих продуктов. Одно из моих любимых блюд – паста алла сичилиана. Вообще-то она не сицилийская, а неаполитанская или скорее то, как видят неаполитанцы тамошнюю пасту. Рецепт простой – паста, томаты, моцарелла и баклажаны. Это мое любимое блюдо детства. Также очень люблю сарту ди рисо, блюдо с фрикадельками, ветчиной, сыром и овощами, которые запекаются в печи.
В Москве можно найти великолепные рестораны итальянской кухни: Semifreddo, Cantinetta Antinori, Osteria Uno и т. д. Кроме того, мне нравится пицца из гастромаркета «Гоголь-моголь». Но, конечно, мне не хватает итальянских продуктов. Я попытался объяснить, что пармезан – это не «свежий» сыр, а потому было ошибкой включать его в список санкционных продуктов. Но в конце-концов мне пришлось сдаться. В бюрократии редко признают свои ошибки, а я не хотел, чтобы обо мне помнили только из-за «борьбы за пармезан».
Я люблю водку, а среди коктейлей предпочитаю «Кайпиринью». Когда я начинал свою карьеру в Рио, то лучшим завершением рабочего дня был именно этот напиток.
Старые вина дают тебе ощущение, что происходит что-то особенное. Но я не вижу ничего зазорного в том, чтобы пить вина молодыми.
В молодости мы с друзьями любили подшучивать над людьми. И однажды решили вывести на чистую воду знакомых, которые мнили себя большими экспертами в вине, хотя на самом деле ими не являлись. Мы налили в бутылки из-под Sassicaia дешевое красное вино. Объяснили, что открыли вино заранее, чтобы оно могло подышать. Вы удивитесь, но никто не заметил подмены.
Меня немного беспокоят возможные негативные последствия последних изменений в российском законодательстве, касающихся алкогольных напитков. С одной стороны, они призваны – и совершенно справедливо – защищать потребителей, урегулировать рынок алкогольной продукции и поддержать национальных производителей. С другой, некоторые из этих новых норм (в частности, те, что связаны с защитой указания географического происхождения, а также с необходимостью переделывать этикетки или получать новые лицензии) противоречат международным правилам, принятым в этом секторе. Например, правилам Международной организации виноградарства и виноделия, в которую входит в том числе и Россия. Надеюсь, что будет найдено разумное, взвешенное решение, соответствующее международным стандартам. В противном случае есть вероятность, что крупные производители могут прекратить поставки в Россию, от чего пострадают не только страны-экспортеры, как Италия, но и в особенности российские потребители, у которых будет более ограниченный выбор по более высоким ценам.
Фото: © Ваня Березкин
Дегустируем с послом Италии
Vie di Romans Dessimis Pinot Grigio 2018
Фриули
пино гриджо
14%
7 мес. на осадке в дубе
Это необычное пино гриджо с нежным розовым оттенком. Джанфранко Галло из Vie di Romans этим кюве утверждает серьезность сорта, который во Фриули способен давать выдающиеся вина. Цвет дает даже не пурпурная кожица винограда, а уровень его зрелости.
«Фруктовое, элегантное вино с довольно ярким сладковатым ароматом. Ароматичное, чем-то напоминает гевюрцтраминер. Мне кажется, его можно было бы выпить с десертом вроде Frutti di Bosco. Вкус сбалансированный, не очень кислотный, с легким сладковатым послевкусием. Вино для тихого ужина у озера».
Tasca d’Almerita Tenuta Tascante Contrada Pianodario 2017
Сицилия, Этна
нерелло маскалезе 13%
12 мес. в дубе
Проект графов Таска на северном склоне Этны возник в начале нулевых. Сегодня на вулкане им принадлежат участки в лучших крю. Виноград для этого вина собирают с 3,8 га. Старые лозы нерелло маскалезе высажены на террасах на высоте 775 метров над уровнем моря.
«Это вино мне понравилось сразу. В аромате четкая вишня, во вкусе есть тело, но оно не тяжелое. Очень гладкое, шелковистое, его можно пить и пить. Прекрасное вино в моем стиле».
Tenuta San Guido Guidalberto 2018
Тоскана
каберне совиньон, мерло
14%
15 мес. в дубе
Второе вино хозяйства, кому мы обязаны вином Sassicaia. Владельцы Тенуты – семья Инчиза делла Роккетта. Кюве названо в честь предка владельцев Гуидальберто делла Герардеска, жившего в XVIII веке и снискавшего славу за счет достижений в области сельского хозяйства.
«Это одно из моих любимых хозяйств, я хорошо знаком с его винами. В этом вине, если сравнивать с предыдущим, намного больше тела и мощи. Но оно остается деликатным и не тяжеловесным. В аромате я ощущаю тона ягод, табака и специй. Я бы его выпил с флорентийским стейком».
Terlan Quarz Sauvignon Blanc 2019
Альто-Адидже
совиньон блан
14%
9 мес. на осадке, 50% в дубе
Terlan – образцовый пример кооператива, создающего поистине исключительные вина. Совиньон блан с кварцевых почв Альто-Адидже – бестселлер производителя, который можно увидеть в винных картах мишленовских ресторанов Европы и Америки.
«Я знаю это вино и очень его люблю. Оно прекрасно подойдет для элегантного ужина где-то на Капри. Это вино для особенного момента, точно не на каждый день. Очень комплексное, минеральное, необычное. Хорошо сочетается с крудо из белой рыбы».
Capannelle Solare 2009
Тоскана
санджовезе, мальвазия нера
13%
12–14 мес. в дубе
История тосканского хозяйства в Гайоле началась в 1974 году, когда бизнесмен Раффаэле Розетти приобрел виллу XVI века и 10 га земли. В 1996-м вышел первый релиз Solare. В 1997 году хозяйство купил основатель Orient Express Hotels Джеймс Шервуд, который расширил площадь виноградников до 16 га.
«В этом вине я уловил ноты дождливого дня и мокрой земли, грибов и листвы, мяса и дыма. Потрясающе. Такой сложный аромат, и вкус очень богатый».
Vietti Barolo Castiglione 2017
Пьемонт
неббиоло
14%
26 мес. в дубе
Хозяйство известно с XIX века. В XX веке Vietti одни из первых стали выпускать вина с отдельных крю Бароло и белое вино из арнеиса. Бароло Castiglione – ассамбляж вин с различных участков, большинство из которых имеют статус «гран крю».
«Вино после охоты – так я бы его охарактеризовал. Немного дикое, необузданное, с различными ароматами деревни – земли, дичи, грибов. Из еды я бы взял тоже что-то из дичи».
Для съемки использованы тончайшие ручные бокалы Josephine дизайна Курта Дзальто, новинка этого года на российском рынке от Simple.
Фото на обложке: © Ваня Березкин.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №142.