О перспективах «розового» рынка так или иначе заговорили в середине 2000-х, когда всего за несколько лет при относительно стабильном общем уровне мирового потребления вина количество выпиваемого розе буквально за несколько лет выросло на 20% (а это миллионы гектолитров). Это не просто означает рост категории, это знак того, что розе отобрало потребителей у своих красного и белого собратьев.
Рост доли, хотя и не такими темпами, продолжился, и в 2015 году Международная организация виноградарства и виноделия (OIV) выпустила специальный отчет, посвященный «розовому» сегменту. Главными рынками для розовых вин, согласно отчету, являются Франция и США, и подтягивается к ним Великобритания. Доля потребления розе зависит от возраста: если в самых взрослых группах она составляет 10%, то у молодежи – 25%. Среди главных производителей – снова Франция и США вместе с Испанией и Италией. Последняя – единственная среди топовых винодельческих стран, где производство розовых вин снижается. Но, похоже, итальянцы озаботились этой проблемой, о чем будет чуть ниже.
Эксперты OIV – не единственные обратившие свой взгляд на этот сегмент. За минувшую пятилетку вышло как минимум пять заслуживающих внимания трудов, в том числе от двух обладательниц статуса Master of Wine, посвященных розовым винам: истории, производству, сортам, стилям, гастрономии и всему прочему, о чем можно написать применительно к вину. Словно из ниоткуда появились и специализированные конкурсы для розовых вин, которые раньше удостаивались разве что отдельных панелей. Элизабет Габай возглавляет жюри одного из них, второй впервые в 2021 году провел Concours Mondial de Bruxelles.
Взрывной рост интереса сопровождается смещением фокуса от любителей недорогих розовых к потребителям вполне серьезных вин. Однако по сей день сбор статистики о продаже и потреблении розовых вин весьма непрост, поскольку конкретного определения розового вина попросту нет.
Фото: © Архив SWN
Несуществующая категория
Главный документ Евросоюза (членами которого являются три из четырех стран – основных производителей розе), Объединенная Номенклатура, не содержит никаких определений розе и различает только белые (произведенные без контакта с кожицей) и «не белые» вина. OIV, которая довольно четко определяет, что такое вино, также не приводит строгих параметров, отличающих вина по цвету.
Сам по себе цвет далеко не всегда может быть показателем при определении розе. На «белом» полюсе наиболее бледные розе почти неотличимы по цвету от белых, а те, в свою очередь, сами могут иметь медный оттенок. Самые насыщенные розе приближаются по цвету к красным винам и даже могут быть темнее некоторых из них. Несмотря на это границы категории все-таки есть. Они определяются методами производства, которые и позволяют получить розовый цвет. Глобально таких методов два: укороченная мацерация и ассамбляж.
Фото: © Inter Rhone
Уверены, что понимаете про укороченную мацерацию?
Общая идея такова: контакт с кожицей черного винограда происходит, но он ограничен во времени и прекращается раньше, чем заканчивается ферментация. Контактировать с кожицей может либо сок, либо бродящее сусло. При брожении температура и экстрагирующая способность сусла повышаются, и интенсивность цвета, как правило, выше.
Прямое прессование и как опция – сверхкороткая (до двух часов) мацерация. Сок контактирует с кожицей совсем непродолжительное время при невысоких температурах. На этом этапе возможны вариации, которые позволяют усилить экстракцию цвета или сделать ее еще более легкой (например, использование только самотека или прессование целых гроздей даст менее окрашенное сусло, а дробление с последующим отжимом – более интенсивный цвет). Брожение проходит без кожицы.
Короткая мацерация (более двух часов) проводится перед ферментацией и позволяет производителю получить более яркий цвет, поскольку занимает относительно долгое время. Однако брожение также проводится без кожицы.
«Кровопускание» (Saignée) – метод, при котором ферментация начинается на кожице и контакт может продолжаться достаточно долго, пока не будет достигнута необходимая интенсивность цвета. После этого часть (или все) бродящее сусло переливается в отдельный сосуд, где дображивает без контакта с кожицей. Этот метод используется как сам по себе, так и в качестве способа увеличения соотношения кожица/сусло для получения концентрированных красных вин (часть сусла сливают для розе, остальное остается для красного).