История винного туризма и современность
Несмотря на то, что производство вина насчитывает по разным источникам от 6000 до 8000 лет, винный туризм зародился по историческим меркам буквально вчера – в начале XX века, когда по всей Германии были проложены винные маршруты (включая знаменитую Вайнштрассе, старейший путь энотуризма, проходящий через винодельческий регион Пфальц).
Вторым импульсом для развития туризма такого типа послужил успех калифорнийских хозяйств на парижской слепой дегустации 1976 года, после которой американские СМИ начали активно подогревать интерес ко всему, что связано с виноделием.
Но, пожалуй, самым настоящим триггером стал вышедший в 2004 году фильм «На обочине», в котором Пол Джаматти и Томас Хейден Чёрч отправляются в винный тур по долине Санта-Инес, не забывая при этом попивать из тонких бокалов местный пино нуар. Именно после выхода этой кинокартины мир буквально сошел с ума, заново открыв для себя великий бургундский сорт и очарование винного роуд-трипа.
Фото: © Armando Castillejos/Unsplash
Как и любое подобное явление, энотуризм имеет массу преимуществ. Например, виноделы боготворят его за то, что он становится для них альтернативным источником дохода. Приезжающим издалека туристам надо что-то есть (и тогда на винодельнях появляются уютные домашние ресторанчики), где-то жить (иногда к ресторанчикам пристраивается не менее уютный мини-отель) – и это не считая того, что сами экскурсии по винодельням порой обходятся в круглую сумму.
Кроме того, туристы бесплатно рекламируют туры по принципу сарафанного радио, распространяя среди своих родных и знакомых информацию о хозяйстве, в котором они побывали.
Наконец, если смотреть на все это с моральной точки зрения, то только благодаря энотуризму винодел получает уникальную возможность делиться своей страстью и делом всей своей жизни напрямую с теми, ради кого этого дело по сути и было затеяно.
Фото: © Copyright: IDM Südtirol-Alto Adige/Benjamin Pfitscher
Для самих туристов винные путешествия представляют собой намного более интересный вариант, чем, скажем, отпуск, проведенный на лежаке или диване. Во-первых, любой винный тур – это прежде всего потрясающие виды, чистый воздух и природа во всем ее сезонном великолепии.
Во-вторых, хорошему вину, как правило, сопутствует хорошая местная еда: в конце концов, на винодельне вам почти всегда подадут аутентичные, отлично приготовленные местные блюда, которые гарантированно будут лучше того, чем вас накормят в обычных туристических местах.
В-третьих, это возможность познакомиться с единомышленниками (которые так же, как и вы, преодолели не одну тысячу километров), а в случае удачи – и с самим виноделом. Но главное даже не это. Самое главное – это редкий шанс прикоснуться к тому, что называется пафосным словом «легенда», шанс увидеть, как рождается, созревает и разливается ваше любимое вино, как оно проходит весь свой путь – от хрупкого цветка на лозе до струи, льющейся из запыленной бутылки в бокал.
Фото: © Copyright: IDM Südtirol-Alto Adige/Benjamin Pfitscher
Винодельческие регионы мира и их особенности
Куда поехать в свой первый винный тур, каждый выбирает для себя сам, руководствуясь только ему ведомыми причинами и предпочтениями. И все же большинство начинающих энотуристов предпочитают следовать проторенными тропами. Например, отправляются в Бордо – благо, мировая винная столица сама по себе обладает определенным шармом: город внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь же находится самая длинная пешеходная улица в Европе – Сент-Катрин, а с историей местного виноградарства можно ознакомиться в музее La Cité du Vin.
Фото: © La Cité du Vin
Впрочем, в Бордо приезжают не для того, чтобы ходить по музеям. Главное сокровище этого региона – многочисленные белоснежные шато, окруженные изумрудными рядами виноградных лоз. Именно здесь, на обоих берегах Жиронды, созревают каберне совиньон и мерло, из которых создают всемирно известные вина, одни названия которых вызывают благоговейный трепет у знатоков и коллекционеров: Château Latour, Château Margaux, Château Haut-Brion, Château Mouton Rothschild и Pétrus. Здесь же производится самое дорогое в мире вино цвета дикого меда – Château d'Yquem.
Вторым по популярности направлением можно назвать итальянскую Тоскану с ее пасторальными холмами, кипарисовыми аллеями, средневековыми замками и бесконечной красотой итальянских городов. Прежде чем отправиться на винодельни, вы гарантированно заедете во Флоренцию, чтобы посетить галерею Уффици, взглянуть на «Давида» Микеланджело и побывать в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. После этого вы, скорее всего, поедете в Пизу к той самой падающей башне, искупаетесь в термальных источниках Монтекатини-Терме, а потом сфотографируетесь у Сиенского собора.
Фото: © Greta Farnedi/Unsplash
Но, как вы догадываетесь, все это лишь прелюдия к знакомству с многогранным виноделием Тосканы. Здесь правит бал легендарный санджовезе, здесь же появляется на свет кьянти классико с черным петухом на горлышке бутылки, и здесь же рождается брутальное брунелло ди монтальчино. Если вы отъедете от тосканских холмов поближе к Тирренскому морю, то угодите прямо в Болгери – туда, где из французских сортов и все того же санджовезе производят настоящие шедевры, некогда названные супертосканой. Frescobaldi, Banfi, Tenuta San Guido, Bertinga, Masseto, Le Macchiole, Bibi Graetz – чтобы прикоснуться к каждой из этих звезд, достаточно просто приехать в Тоскану.
Castello Banfi. Фото: © Андрей Ковалев
Из Италии вам рукой подать до испанской Риохи – альфы и омеги испанского виноделия. Главный сорт здесь – темно-фиолетовый темпранильо, из которого получаются красные вина с ароматами красных фруктов, ягод и кожи, высоким содержанием танинов, умеренно низкой кислотностью и не слишком высоким содержанием алкоголя. Вина из Риохи часто сравнивают с винами из бордоского Медока: и те и другие отличаются элегантностью, длительной выдержкой и богатым, насыщенным вкусом. Сердцем и мотором Риохи является город Аро, в котором расположены штаб-квартиры таких мастодонтов, как Roda, Muga, López de Heredia, Marqués de Riscal и Bodegas Palacios.
Фото: © DOCa Rioja
Иногда бывает так, что первым вином в жизни человека становится, скажем, португальский портвейн – и, распробовав его, начинающий энотурист копит деньги. Копит он их затем, чтобы увидеть террасные виноградники на обожженных солнцем склонах, которые спускаются к широкой, медленно текущей реке Дору, убегающей к величественным домам портвейна в Порту и Вила-Нова-ди-Гайя. Здесь, на террасах, шумит ветер в лозах иссиня-черных туриги франка, туриги насьонал и каштелау, а там, в вековых погребах и столетних бочках, крепленое спиртом вино медленно превращается в красноватый портвейн руби и охристо-оранжевый тони.
Долина Дору. Фото: © Ваня Березкин
Иные винные энтузиасты находят в себе силы перемахнуть через океан – и тогда они оказываются в Южной Африке или Австралии. Первая встречает их национальными парками, в которых пасутся слоны и носороги, дайвингом с белыми акулами, разноцветным кварталом Бо-Каап в Кейптауне – а также прохладными морскими бризами, которые бережно укрывают от африканской жары местный красный пинотаж и пришедший из далекой Франции белый шенен блан.
Родину кенгуру стоит посетить хотя бы ради самих кенгуру, эвкалиптовых рощ и возможности увидеть, как танцуют аборигены под звуки диджериду и как с гудением режет воздух боевой бумеранг. Но не аборигенами едиными жива Австралия: настоящая кровь этой страны бурлит в многочисленных винных бочках в долинах Макларен и Баросса – там, где тяжелые гроздья шираза превращаются в обласканные винными критиками шедевры от Two Hands, Penfolds, Hardy’s, Lindeman’s и Yalumba.
Фото: © Penfolds
Наконец, винные туристы все чаще радуют своим вниманием и отечественные винодельни. По словам операционного директора SimpleTravel Натальи Жестковой, после запуска проекта «Большое Русское Вино» специалисты компании стали активно внедрять новую концепцию путешествий – Buy, Eat, Drink & Travel Local. Благодаря этой концепции SimpleTravel удалось раскрыть для своих клиентов уникальность российских винных маршрутов и познакомить потенциальных покупателей с винами Краснодарского края и Крыма. Любопытно, что невольным толчком ко всему этому стала пандемия: люди, ранее уезжавшие за винным опытом за границу, вдруг заново открыли для себя винодельческую Россию.
Дегустационные туры и экскурсии на винодельни
Все туры и экскурсии на винодельни можно разделить на три большие группы:
- обычное посещение культовых винодельческих хозяйств, в которое входит знакомство с виноделами, винами и гастрономией региона
- корпоративные выезды с креативными сценариями, включающими винные активности
- эксклюзивные tailor-made-туры с уникальными активностями
Чтобы понять, о чем идет речь в первом случае, можно обратиться к описанию тура «Гармония озера Гарда и виноделие Венето» все того же SimpleTravel: «В этом туре путешественники погрузятся в мир итальянских городов и небольших живописных деревушек, рассыпанных вокруг чарующего своей красотой озера Гарда. На протяжении всего путешествия гости будут открывать для себя вселенную итальянских вин, что поможет запастись вдохновением и сделает поездку еще ярче и увлекательнее. Помимо аутентичных ресторанов, в программу входит посещение двух виноделен – Anselmi и Zenato, где из первых уст туристы узнают секреты популярности местных напитков».
Фото: © Zenato
Экскурсии второго типа можно проиллюстрировать на примере проекта Simple Wine Games. Как говорит Наталья Жесткова, «Simple Wine Games – это более 40 вариантов дегустаций, игр, квестов и авторских мастер-классов в сопровождении наших лучших шефов, профессиональных сомелье и барменов со своим уникальным реквизитом. Среди самых ярких активностей SWG – классические дегустации и дегустации крепких спиртных напитков, винное казино, рисование вином, мобильный бар, коктейльные вечеринки и винный квиз». Преимущества таких экскурсий очевидны: сотрудники компании получают оригинальный тимбилдинг или корпоратив, а сама компания существенно сокращает свои расходы на поиск площадки и организацию мероприятий.
Третий вариант выбирают люди с солидным опытом – те, кому мало обычных «вводных» экскурсий. Запросы таких ценителей почти всегда выходят за рамки того, что может предложить обычная туристическая компания: им нужно экзотическое винное направление, ужин с владельцем винодельни или возможность поучаствовать в закрытом мероприятии. Чтобы организовать такой тур, туристическая компания должна обладать неимоверным количеством возможностей – например, договориться о посещении шато, которое почти всегда закрыто для людей «с улицы», организовать ужин в ресторане, все столики которого забронированы на год вперед, или устроить дегустацию со звездой с мировым именем.
Фото: © Villa Sparina
Фото на обложке: © IDM Südtirol-Alto Adige/Benjamin Pfitscher.