My default image
«Пейринг – продолжение истории блюда, но уже в бокале»: интервью с сомелье мадридского DiverXo
ГлавнаяЛюдиИнтервью«Пейринг – продолжение истории блюда, но уже в бокале»: интервью с сомелье мадридского DiverXo

«Пейринг – продолжение истории блюда, но уже в бокале»: интервью с сомелье мадридского DiverXo

Лучшим сомелье мира по версии самой престижной ресторанной премии The World’s 50 Best в 2023 году стал испанец Мигель Анхель Мильян из мадридского DiverXo (#3 в топ-100, Michelin ***). Время узнать, как он придумывает пары к сумасшедшим блюдам своего экстраординарного шефа Дабиса Муньоса и что сейчас в трендах в Испании. Прямую речь Мигеля Анхеля выслушал и записал Илья Кирилин.

Пейринг как идея

До DiverXo я работал в классических ресторанах, там было все довольно просто. Здесь же запредельно креативная кухня, сочетающая ингредиенты и техники со всего мира, поэтому работать сложнее, но куда более увлекательно.

Чтобы подобрать вино, нужно не просто попробовать блюдо, нужно попробовать его с шефом. И он не просто описывает составляющие, он рассказывает что, как и почему, какая идея воплощена на тарелке. И только тогда начинается моя работа. Пейринг – это не просто сочетание органолептики, а продолжение истории блюда, но уже в бокале. На моей практике лучшие сочетания получаются, когда есть идея и при этом вино действительно сочетается с блюдом, 10 из 10. Только лишь технический подход, взятый на вооружение сторонниками молекулярных сочетаний, не всегда вызывает нужные эмоции.

Недавно шеф создал блюдо, вдохновленное Пиренеями. Каждый элемент отражает горы, в нем сочетаются речная форель, речной рак, кедровые орехи, трюфель, оно буквально переносит вас в этот самый пейзаж.

И к нему я искал вино именно с гор, причем красное, что уже необычно для блюда, основанного на рыбе. Но это должно быть специальное красное, с высокой кислотностью, довольно легкое и с ощущением горной прохлады. Поиски завели меня в Альпы, а точнее, их предгорье: барбареско отлично сочетается с точки зрения органолептики и при этом продолжает концепцию.

Дабис Муньос, шеф DiverXo. Фото: © DiverXo

Дабис Муньос, шеф DiverXo. Фото: © DiverXo

Блюдо находится в начале меню, и к нему подается неббиоло, которое обычно стоит где-то в конце с насыщенными мясными подачами. Это удивляет, но работает, ведь в этом есть логика, а не просто шоу ради шоу. Увидеть барбареско одним из первых вин ужина – это ломает границы восприятия, но именно за таким опытом идут в DiverXo. А одним из последних вин я люблю подать розовое шампанское, причем после довольно длительной декантации, когда оно уже практически потеряло перляж. Но зато ушла и редукция, вино полностью раскрылось и стало абсолютно удивительным.

У нас нет ничего постоянного, шеф то и дело вводит новые блюда или модифицирует существующие. Можно прийти в ресторан два раза в месяц, и это будет два разных опыта. Я выбираю в пейринг вина, большая часть из которых уже не будет доступна для повторного заказа. Это могут быть производители с крошечными объемами, вина-единороги, разные винтажи, старые бутылки. Мы не боимся ставить в пейринг вино, которого у нас 5-6 бутылок на год, мы постоянно ротируем нашу селекцию, обновление не останавливается.

Процесс поиска вина к блюду не заканчивается на выборе конкретного стиля, я трачу огромное количество времени, чтобы найти те самые заветные бутылки. И здесь нет одного верного пути. Я обращаюсь к друзьям и знакомым, путешествую по винодельческим регионам, когда только могу, нахожусь в постоянном контакте с местными дистрибьюторами.

Допустим, я придумал вино с Правого берега Бордо в возрасте 20 лет. Отлично, в голове пара сложилась, вино нашлось, его удалось попробовать, оно в отличной форме. Бинго. Но его осталось шесть бутылок. Что дальше? Работа продолжается. В DiverXo нет начала или конца сезона, здесь постоянно кипит жизнь. Каждый день в карте заканчивается 30-40 позиций вина, каждый день! Наполнение погреба все время меняется, вино привозят тоже ежедневно.

Ресторан – это своего рода лаборатория. Есть блюда, с которыми просто, а некоторые заставляют задуматься и рискнуть. А оценка – только за гостями. За год мы открываем тысячи бутылок, один дистрибьютор французских вин постоянно повторяет, что DiverXo пробует больше всех вин в Мадриде, заказывая не так много. Мы не делаем заказы по 50-60 бутылок, мой стандартный заказ на неделю может быть даже меньше ящика от каждого поставщика.

Интерьер ресторана DiverXo. Фото: © DiverXo

Интерьер ресторана DiverXo. Фото: © DiverXo

Это выматывает, я почти все время провожу в поисках вина, специальных винтажей и в мыслях, что же подобрать к тому или иному блюду, когда закончится сток из нескольких бутылок, что стоят сейчас. Тяжело, но это доставляет удовольствие как для клиента, так и для меня. Я обожаю свою работу в DiverXo, она постоянно стимулирует на развитие и поиски новых путей. В октябре будет пять лет, как я работаю здесь, и не было ни единого дня, когда мне стало бы скучно.

У нас в команде четыре сомелье на 35 гостей, и нам не хватает ни рук, ни времени. Почему? Потому что у нас высокоточная работа: каждое из 14 вин дегустационного курса подается в своем бокале, у каждого вина своя температура подачи, которая может отличаться на пару градусов, свой объем подачи и время. Обычно мы подаем вино за несколько минут до блюда, чтобы гость смог попробовать вино, потом блюдо, а потом и сочетание. Но некоторые мы подаем уже после блюда, это создает совершенно иной эффект – практически стирается граница между тем, где заканчивается вкус блюда и начинается уже вино.

Это немного похоже на работу команды «Формулы-1»: каждое вино должно оказаться на столе с точностью до минуты и до миллиметра. И это очень непросто, скажу я вам, но только так можно дать тот опыт, что гости получают в DiverXo.

Задача винного пейринга – сделать так, чтобы один плюс один равнялось трем. Но есть возможность еще повысить финальный результат, подойдя индивидуально к каждому столу. Вина в пейринге за один вечер всегда немного отличаются. Для иностранцев я стараюсь подобрать чуть больше испанских вин, местной публике – наоборот, показать мир.

Важный момент – количество вина в пейринге. В вине есть алкоголь, и я очень сильно переживаю, чтобы гость не оказывался в состоянии опьянения. Мы тщательно отмеряем нужное количество вина для каждого блюда не из-за жадности: мы всегда можем подлить вина тому, кто в состоянии. Дело в заботе о наилучшем опыте клиента. Ведь только в довольно трезвом уме можно получить полный опыт и осознать уровень креатива нашего шефа, а когда к середине ужина гость уже начинает хмелеть, то он просто ничего не запомнит, а вечер окажется не столь особенным. Когда гость выходит с мыслями, что он попробовал целое меню и 14 вин с ним, но при этом не переел и не перепил, а чувствует себя отлично, значит, мы на верном пути.

Фото: © DiverXo

Фото: © DiverXo

Гости и манеры

К нам приходят гости из разных стран, в одном зале встречаются языки, культуры, манеры общения и понимания вина. Например, люди из северных стран по-иному воспринимают высокий алкоголь в вине по сравнению, допустим, с жителями Андалусии, которые привыкли пить крепленые вина ежедневно. Похожая история с восприятием остроты: для клиента из Азии блюдо будет едва пряным, а испанец не сможет его есть. То же касается ароматов – это очень интимная вещь, связанная с воспоминаниями, опытом и культурой. Новозеландский совиньон должен пахнуть крыжовником, но в Испании 99% населения ни разу его не пробовали – разве актуально такое описание?

Я не описываю вино, разбивая его на кислотность, тело и танин, я стараюсь рассказать, как я вижу вино. Самое главное – смотреть на реакцию гостя. Часто приходят люди, которые говорят, что они ничего не понимают в вине. Это самое интересное: у них нет канонов, стандартов и дегустационных листов WSET, они говорят то, что чувствуют. Это похоже на невинность ребенка, от таких людей можно многому научиться, а не смотреть на них свысока. Мы, работая в мире вина, несколько теряем перспективу начинающего, мы ориентируемся исключительно на себя и забываем, что люди мыслят и чувствуют иначе. Только гость знает, что ему не нравится. Если вино ему кажется слишком кислотным, то нет смысла объяснять, что высокая кислотность сбалансирована сладостью и будет хорошо работать с определенным блюдом: для него она так и останется избыточной.

Значительная часть нашей работы – рассказывать истории. Я обожаю наливать вино, делиться им с гостями и друзьями, видеть их реакцию. Обед или ужин в DiverXo – это особенный день для каждого нашего посетителя. Многие из них приезжают из других стран и городов, они инвестируют финансово, это не просто обычный вечер. И вся команда ресторана это понимает и максимально старается сделать этот день незабываемым. Работа сомелье заключается в поиске тех самых бутылок, которые запомнятся на всю жизнь. И здесь нет иного пути, как быть очень щедрыми, делиться редкими бутылками, которые в обычной жизни просто не найти. Мы не пытаемся закрыть их за семью замками в погребе с огромными накрутками в ожидании, что когда-то будет гость, который сможет позволить себе это вино. Нет, мы ставим эти вина в пейринг.

В ресторан каждый день привозят довольно много бутылок, некоторых всего по несколько штук. И даже зная, что буквально через неделю они закончатся, а следующей поставки ждать целый год, мы не боимся делиться ими. Взять эти четыре бутылки, показать это всем гостям – и все. Этого вина уже не будет, но будут другие, это нормально. Мы хотим добиться того, чтобы каждую неделю опыт в DiverXo был иным, и такая быстрая ротация вина этому помогает.

Фото: © DiverXo

Фото: © DiverXo

Часто можно слышать, что сомелье буквально не хотят открывать некоторые особенно редкие вина, а предпочитают оставить их для коллег, родственников и друзей. Я действую прямо противоположно, делиться этими винами мне доставляет искреннее удовольствие, и чем больше людей попробует это вино, тем мне приятнее, пусть даже это случится всего один раз в жизни. В этом и есть магия вина – у меня нет сомнений. В DiverXo вы ищете особенные эмоции, и над этим работает и кухня во главе с шефом Дабисом Муньосом, и команда зала, которую организует Марта Кампильо, лучший метрдотель Испании, и группа сомелье.

У нас около 1500 позиций вин, но это не так важно. Мы не винный погреб и не винный бутик, который стремится к рекордным количествам, у нас не самая большая коллекция ни в Мадриде, ни тем более в Испании. Награда, которой The 50 Best Restaurants удостоил нашу команду, отражает не число бутылок, а тот опыт, который переживают наши гости при каждом визите.

Испанские тренды

Сегодня в Испании настоящий винный бум, новые производители по-своему интерпретируют как классические, так и новые сорта и регионы, интересные проекты появляются везде. Но если выделять, то я бы назвал Галисию, причем как белую, так и красную, затем Бьерсо, Гредос, Канары и Херес.

Происходящее в Хересе не может не радовать. И дело не только в том, что выходят так называемые vinos de pasto, некрепленые хересы. Важнее то, что возвращается акцент на виноградники, исторические паго. Раньше все разговоры были только о выдержке и бодегах, сегодня мы наконец возвращаемся к терруару, как это происходит в Бургундии или Шампани. Это другой подход к пирамиде качества: вино может быть на вершине не только из-за длительности выдержки, но и из-за исторических клонов на старых виноградниках, которых почти не осталось, или из-за места происхождения винограда.

Фото: © Sherry Wines

Фото: © Sherry Wines

Я использую все виды хереса, но работают они по-разному. VORS (Vinum Optimum Rare Signatum, или «Очень старый херес». Категория классификации хереса по среднему времени выдержки вина в солере: V.O.S. – больше 20 лет, V.O.R.S. – больше 30 лет. Применяется исключительно к амонтильядо, олоросо, пало кортадо и педро хименесу. – Прим. ред.) – это выдающееся, но экстремальное вино, подавать его нужно в выверенный момент времени и в минимальных количествах. В целом выдержанные хересы не являются «нормальными» в классическом понимании винами, у них совершенно по-иному работает вкус. И в движении «нормализации» хереса мы, сомелье, совершили ошибку, которая, наоборот, оттолкнула простых потребителей. Выдержанные хересы сложны в понимании, у них высокий алкоголь, они предельно комплексные, с ними нельзя работать, как просто с белыми винами, должна быть предельная точность.

С другой стороны, некрепленые хересы предельно гастрономичны, одно вино может сочетаться с очень большим количеством блюд нашего шефа, это вино может стать связующей нитью всего вечера.

Гредос – уникальная история, такого в Испании, да и в мире, не происходило. Сегодня про него знают гости из Ванкувера и Новой Зеландии, а еще 15 лет назад региона фактически не существовало на мировой винной карте. При этом у него огромный потенциал, у каждой субзоны и даже отдельной деревни есть свой стиль, здесь возможен бургундский подход, а это шаг на пути к величию. Каждый год появляются новые интересные проекты, восстанавливаются почти столетние полузаброшенные виноградники.

Нельзя не отметить вклад Comando G. Они взялись за работу в месте, про которое никто не знал, с сортов, в которые никто не верил, и за 10 лет вошли в списки мировых грандов. Бутылок с отдельных крю нет даже для нас, да и откуда они возьмутся, если площади виноградников совсем крошечные, а спрос огромный.

Фото: © Comando G

Фото: © Comando G

Это прекрасная тенденция, появление вина-единорога, как Rumbo al Norte, хорошо для всего региона. Чего пока не хватает? Больше проектов на их орбите. В Бургундии есть домены с космическими ценами, которые просто невозможно купить. Но всегда можно найти кого-то в похожем стиле, кто вдохновляется этими самыми винами. Поэтому крайне важно, чтобы в Гредосе стало больше качественных профессиональных проектов, вина которых можно купить без длительного ожидания аллокации в пару-тройку бутылок, как это происходит с Comando G. И сейчас уже есть такие вина: обратите внимание на Bernabeleva, 4 Monos – эти вина куда более доступны во всех случаях.

Испанская классика

В Риохе я с интересом слежу за новыми появляющимися проектами, которые по-иному интерпретируют и регион, и его сорта, но также я получаю огромное удовольствие от классических вин. Это земля тысячи вин, невозможно сказать, что есть один стиль.

Взять того же Artadi: выход из DO одновременно стал открытием нового стиля, по сути антириоханского – отдельный виноградник, а не ассамбляж, как это было всегда. Никуда не делась так называемая авторская риоха, появившаяся в 1980-х годах и поначалу походившая больше на Риберу, с акцентом на фрукт и бочку. Исторические стили сохранены, но прогресс продолжается, потенциал огромный.

Рибера в этом смысле более статичная и стабильная, подавляющее большинство производителей продолжают сделавший их популярными стиль и особенно ничего не меняют. Хотя есть и проекты, выбравшие другой путь, как San Cucufate, Dominio de Es из Сории, – это более свежее и легкое лицо Риберы.

Фото: © Архив SWN

Фото: © Архив SWN

Приорат был и остается удивительной зоной. Когда он только появился с винтажом 1989 года, это был настоящий шок для всей Испании и мира. Он прошел через несколько стадий развития. Первые года ставка была на так называемые «сорта-улучшители» (variedades mejorantes), то есть каберне, мерло и сира. Сорта хороши, и они доказали свою универсальность по всему миру, но в Приорате в них нет особенного смысла.

И процесс принятия потенциала гарначи и кариньены шел медленно, в какой-то момент Приорат несколько затерялся на фоне других регионов, но сегодня в нем снова происходит много всего интересного.

Это вина, которыми я наслаждаюсь. Посмотрите на классиков региона, как Альваро Паласьос, Clos Mogador и Mas Martinet – они не стоят на месте, вина Альваро еще 10 лет назад не имели ничего общего с тем, что он делает сейчас, он по-иному смотрит на регион. Есть и полная противоположность привычному стилю Приората – Доминик Хубер из Terroir al Límit, у него совершенно иной взгляд на вина Средиземноморья, где-то между ними вина Сары Перес и Рене Барбье.

Карбоника и путь сомелье

Я не планировал заниматься вином. Я начал работать в кейтеринге, потом перешел в рестораны высокого уровня и понял, что это мое, это мой мир. И уже там меня искренне заинтересовало вино: я постоянно спрашивал, пробовал, интересовался, и дошло до того, что я начал брать все возможные курсы и тренинги, которые только были доступны. И так постепенно я начал работать сомелье, потом перешел в ресторан со звездой и вот уже почти пять лет возглавляю команду лучшего ресторана Мадрида и ресторана #3 в мире.

Фото: © DiverXo

Фото: © DiverXo

Моя семья не имеет никакого отношения к вину, но у меня есть одно воспоминание. Я как-то был в баре и заказал бокал. Это было абсолютно простое вино, карбоническая мацерация из Риохи. Но я никогда такого не пробовал, это был настоящий ягодный взрыв: клубника, черника, черная смородина, вишня... Чего там только не было, это было поразительно, я никогда такого не нюхал. Причем вино было абсолютно простецкое, но оно меня заинтересовало и открыло искренний энтузиазм. И до сих пор у меня остается любопытство, хотя прошло много лет. В мире вина невозможно все знать, это целая вселенная, в которой все течет и все меняется.

Честно признаюсь: я пью вино все реже. У меня нет привычки вернуться с работы после тяжелого дня, налить вина или пива, чтобы успокоиться. Я предпочитаю погулять с собакой в парке – это помогает восстановиться. Мне не нравится ощущение опьянения, я не люблю терять контроль, поэтому куда интереснее открыть одну бутылку и полностью насладиться моментом, иногда даже не допивая на двоих. Но это должно быть особенное вино, которое заставляет покопаться, понять его историю и найти в нем истину. Последнее вино, которое вызвало такие эмоции? Gaja Barbaresco 1962, удивительное вино. Это легенда, настоящий культ, такой опыт бывает крайне редко.

А есть и куда более доступные вина, которые не перестают удивлять. 69 Arrobas от Albamar, один из лучших альбариньо в мире, вино такого же уровня в Бургундии стоило бы раз в пять дороже, La Esquirla del Bardallo от молодых риоханцев 3 Viñerones – совершенно иная интерпретация стиля Риохи.

Я ждал вопроса про гарначу. Лучшая гарнача Испании? Сложный вопрос, сегодня мы видим настоящий расцвет этого сорта, причем по всей стране. Я назову два вина. Первое для меня остается одним из самых недооцененных, это Bernabeleva de Viña Bonita из Гредоса. Очень тонкое, изысканное, сложное, в нем можно копаться целую вечность, а стоит она совсем ничего. Вторая гарнача уже известна по всему миру, имеет как высокие рейтинги, так и цену, – Quiñón de Valmira от Альваро Паласьоса. Столетний виноградник в его родном Альфаро в Риохе, это гарнача, совершенно не похожая на другие в Испании: известняк в почве дает удивительный цитрусовый тон с кожицей апельсина и по-настоящему бургундские ощущения во вкусе. Она мне напоминает Долину Роны, а точнее Château Rayas. Но с ним нужно быть осторожным – некоторые винтажи в идеальной форме, а некоторые слишком животные и, на мой взгляд, не совсем чистые. А у Valmira каждый винтаж хорош по-своему, но больше всего удивляет 2016-й. Мы не знали, что Риоха бывает такой.

Я за то, чтобы в винах была предельная толерантность. Чистая гарнача Quiñón de Valmira и суперклассический Marqués de Riscal Gran Reserva оба имеют право на существование и уважение, почему кто-то один должен говорить, что Риоха может быть такой и больше никакой?

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №162.

Фото на обложке: © Из личного архива Мигеля Анхеля Мильяна.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email