50 лет в мире моды на вино — тенденции с 70-х до 90-х

50 лет в мире моды на вино. Часть 1

Илья Кирилин

Автор, независимый эксперт

3 ноября 2020

Илья Кирилин решил вспомнить модные тенденции на рынке вина за последние полвека. Пристегивайтесь поудобнее, начинаем путешествие. В этой части расскажем про тенденции с 70-х до 90-х.

Мода существует на все, даже на продукты питания. Посмотрите на меню ресторанов: на завтрак везде есть яйцо-пашот, авокадо и чиа, тогда как еще 10 лет назад про них мало кто и знал.

С вином то же самое. Классика остается классикой, но каждое десятилетие запускаются новые тренды и тенденции, на которые особенно активно реагирует молодежь, а за ней тянутся попробовать и другие.

С годами молодежь взрослеет и переходит на классику и новую классику, а им на смену приходят свежеиспеченные модники. Так давайте вспомним, с чего все начиналось, как менялись вкусы и куда мы с вами в итоге пришли.

1970-е

Сталь – материал будущего

Главная мода появляется на винодельнях – в оборот входят чаны из нержавеющей стали и контроль температуры. Это полностью меняет характер белых вин в сторону яркости и чистоты, ферментация красных тоже становится более управляемой.

Тренд закрепляется в Калифорнии и Бордо, где только в 1972 году становится обязательным бутилировать вино прямо в шато – до этого роль часто ложилась на негоциантов, так что лондонские аристократы запросто покупали «латуры» и «лафиты», разлитые для них в Berry Bros. & Rudd.

Годом спустя Mouton Rothschild получает статут премье гран крю Медока, на согласования и борьбу с бюрократией у барона Филиппа Ротшильда уходит целых 20 лет. Не сказать, что Mouton сразу становится самым модным шато, но внимание к себе притягивает.  

@ Chateau Margaux

Chateau Mouton Rothschild © Андрей Ковалев

Американцы на подиумах Парижа

Ключевым событием десятилетия можно назвать Парижский суд 1976, где калифорнийские вина обошли топовые из Бордо и Бургундии того времени. Это не уничтожило французское виноделие, но привело к двух важным последствиям. Американцы поверили в себя, развитие виноделия пошло еще быстрее, а французы хоть и оказались уязвлены, но решили открыть глаза, инвестировать в погреба и технологии и вообще поездить по миру в поисках новых терруаров и подходов.

Это дало немало совместных проектов в Калифорнии, а позже и в Чили. Потенциальное величие неевропейских вин из категории шутки перешло в раздел если не реальности, то вероятности. Но трендами правит старая добрая Европа, а точнее, одна Франция.

Diamond Creek © архив SWN

Анна Винтур в мире вина

Завершает десятилетие человек, который будет диктовать моду ближайшие 40 лет – Роберт Паркер.

В 1978 году он начинает рассылать свои публикации Wine Advocate, оценивая вина по 100-балльной шкале. Поначалу мнение юриста из Балтимора мало кого интересует, в Бордо его и знать не хотят, но подождите еще пять лет, он окажется на коне.

© facebook@WineAdvocate

1980-е

Глиттер становится массовым

Миру является розе, причем в лице сладковатого слегка игристого Mateus из Португалии. В конце десятилетия на него приходится до 40% всего винного экспорта страны, на втором месте – Lancers, тоже в розовом цвете.

Джентльменское соглашение

Бордо оправилось от трудных и откровенно слабых винтажей 70-х. Урожай 1982 года оказался выдающимся, как и предсказал Паркер, и с тех пор начинается взлет обоих.

Французам больше не придется сидеть в сырых погребах и умолять негоциантов купить урожай, а Бобу больше не надо стучать в закрытые двери. Он открыл бордосцам американский рынок, который не понимал в вине, но разбирался в 100-балльной шкале. Взамен бордосцы вознесли критика до небес. Но ругаться и обвинять в предвзятости не надо, благодаря Паркеру пошла гонка за качество. Объемы производства первых вин начали снижаться, вторые вина взяли на себя удар не самого лучшего винограда. Впереди нас ждут десятилетия стабильности.

© Андрей Ковалев

Заокеанские тенденции

Между тем в далекой Новой Зеландии начинают все активнее осваивать Мальборо, где раньше бродили одинокие овцы и росли яблони да груши.

Первые виноградники здесь появились стараниями Montana Wines в 1973 году, но большой славы не имели, пока в 1983 году не появилось хозяйство Cloudy Bay. Через 10 лет оно станет культовым. Но сейчас не время совиньона, в моде шардоне – спелый, насыщенный, дубовый, особенно популярны Калифорния и Австралия.

© facebook@thecloudybayshed

Скандал уровня Гальяно

Меж тем в Европе неспокойно. Немецкие и австрийские вина и так мало популярны из-за непроизносимых названий и сложных классификаций, а тут еще и скандал с антифризом (диэтиленгликолем), который поставил крест на любых начинаниях немецкоговорящих виноделов.

Репутация угроблена, на восстановление имиджа и былой славы у них уйдет много лет, пожалуй, до конца XX века говорить о них будут крайне мало.

1990-е

Наступление Hand Made

На правом берегу Бордо пробуждаются гаражисты, vins de garage. Название придумал им французский критик Мишель Беттан после посещения Le Pin (Помроль), который реально делали в гараже.

Термин быстро прижился и применялся для крошечных виноделов, в основном Сент-Эмильона. Главным действующим лицом стал Жан-Люк Тюневан, которого активно поддержал Боб Паркер. Спелые, мощные, роскошные вина понравились американскому критику, к концу десятилетия цены взлетели вверх до уровня первых классифицированных гран крю.

Выжили далеко не все, успех многих оказался сиюминутным, а вина техничными и совсем не живучими. Термин применительно к Бордо остался в прошлом.

© Château Valandraud

© Château Valandraud

Французский крой за океаном

Между тем в Америке по телевизору показывают программу 60 Minutes, где рассказывают про французский парадокс. Согласно ему, французы, которые активно пьют красное вино, гораздо меньше страдают от сердечных заболеваний.

В 1991 году потребление красного выросло на треть, американцы полюбили бордо и собственные «кэбы», и уже через 20 лет стали рынком номер 1 в мире. Пить вино стало не только модно, но и полезно.  

Истоки Fast Fashion

На рынке массовых вин случаются подвижки. Сначала Австралия подписывает соглашение о свободной торговле в ЕС. Рынки заполняют коалы, кенгуру и другие заморские зверюшки на бутылках Yellow Tail, который стоит дешево, при этом вино дает вкусное во всех смыслах.

Вторыми подключаются чилийцы, которые в 1994 году наконец поняли, что их мерло совсем не мерло, а забытый в Бордо карменер. Атаку на мировые рынки они начали с низших полок супермаркетов, и сделали это крайне успешно, став символом лучшего соотношения цены и качества на каждый день. А вот конкурировать в винных картах им пока непросто, здесь модный набор остается классическим – Шампань, Бордо, Бургундия.  

© facebook@yellowtail

Brunello Cucinelli захватывает мир

Нельзя не заметить закрепления на мировой арене итальянцев. Сначала англосаксам полюбилась Супертоскана с ее звучными именами на -айа, затем подтянулись и классические Бароло, Барабареско, Брунелло и Кьянти Классико. При этом простенькие кисленькие кьянти во фьясках под пиццу никуда не уходят, американский рынок бомбит сладкое ламбруско, но границы расширяются. И это итальянцы еще сдерживают себя, готовясь к масштабной атаке по всем фронтам в новом тысячелетии.

Испанское виноделие тем временем миру едва знакомо, кроме Vega Sicilia да Риохи мало что продается. Испанцы долго запрягают, да тренды задавать не умеют. К сожалению, это правдиво до сих пор.

© Consorzio Vino Chianti Classico

Фото на обложке: © Сергей Ратанов.

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari