«Посмотрим, что из этого выйдет», – улыбается Ванда Ивановна. Бочку она трогательно сравнивает с матерью, воспитывающей и питающей вино, как ребенка. Только когда оно получит от нее все, что ему требуется, бочка вернет ему сортовые характеристики и выпустит в свет. За годы работы Ванды Ботнарь вина «Кубань-Вино» собрали урожай из более 700 медалей на международных и российских конкурсах, и многих победителей можно увидеть в винотеке при Центре классического виноделия. Например, мадера 1991 года последнюю золотую медаль заработала в прошлом году в Великобритании на конкурсе International Wine & Spirit Competition (IWSC) 2021. Спрашиваю, какие вина будут в моде в ближайшее время? Отвечает не раздумывая: «Свежие, немного дерзкие белые и розовые вина, а еще игристые».
Вино и виноделы
Именно с такими винами от разных брендов компании нас чуть позже знакомит руководитель производства в Центре энологии Chateau Tamagne Артем Васильев, голос молодежи в команде виноделов. Один из бестселлеров года, розовый экстра-брют «Высокий берег», оказался настолько чистым в носу, что сначала дает ноту просохшей на морозе и только что выглаженной простыни, а уже потом – хлебную корочку с каплей подсолнечного масла. Новинка Grape Dance от Chateau Tamagne, ассамбляж бьянки и сброженного по-белому саперави, удивляет взрывным вкусом красных ягод, фруктов и кизила – будто пьешь лето. Созданное эксклюзивно для продажи в московских винотеках SimpleWine вино Bianca от Chateau Tamagne легко спутать с новозеландским совиньоном, но отличает гибрид еще более звонкая свежесть («Вино для бассейна, и таких сейчас будет все больше», – замечает Артем). Элегантное, взрослое и медитативное Nuvole (еще одна коллаборация с Simple) родилось из идеи соединить пино гри и мускат цветочный.
Артем Васильев. Фото: © Ваня Березкин
Среди красных Артем показывает только хиты: ассамбляж красностопа и саперави из линейки «Терруар» Chateau Tamagne с выдержкой на альтернативном дубе и дозированной микрооксидацией (удачная имитация бочки), а также требующее декантации, выдержанное в американском и французском дубе мерло «Высокий берег». «В этом году у нас порядка 40 экспериментов с точки зрения технологий и энологических материалов. Но на самом деле сейчас нам хочется не экспериментировать, а повторить прошлые вина. Из-за санкций некоторые дрожжи и энзимы не получилось импортировать, поэтому перед нами стоит задача не потерять стиль и качество при замене материалов», – говорит Артем.
Кроме виноделия он занимается кураторской работой – руководит проектом стажировок, запущенным в 2016 году по его же инициативе. Тогда практику в Центре энологии прошли восемь студентов из его альма-матер, Кубанского государственного аграрного университета, а этим летом на завод приехали уже 137 студентов из 11 профильных вузов страны. Другой программы такого масштаба в России пока нет.
Ребята трудятся на всех этапах производства, от приемки винограда до приготовления дрожжевых разводок, от осветления сусла до отгрузки готового вина. Еженедельно для них проводят образовательные лекции топ-менеджеры компании. Более того, 15 человек после такой полноценной практики были приняты на работу. «Трудоустроить всех мы, конечно, не можем, но считаем, что эти стажировки помогают двигать вперед отрасль. На рынке труда кадров не хватает, и мы сами взялись за их подготовку, честно обучаем ребят всему, что умеем сами, знакомим с современными технологиями и влюбляем в профессию», – рассказывает Артем.
Дегустационный зал Chateau Tamagne. Фото: © Ваня Березкин
Юных студенток в фирменных футболках «Кубань-Вино» мы встречаем рядом со стальными емкостями на выходе из дегустационного зала Центра энологии. Фотограф Ваня Березкин, много лет работающий для модного глянца, зовет их в кадр: кто-то стесняется, прячется за резервуаром – одежда в винных пятнах, но в итоге девушки выходят вперед и весело улыбаются на камеру. Мне вспомнилось, как Александр Владимирович сказал мне: «Я убежден, что вино обладает не только терруарными особенностями, но и хранит энергию того места, где сделано». Если так, то у вин «Кубань-Вино» она определенно созидательная.
В 2021 году «Кубань-Вино» выпустила на рынок более 64 млн бутылок вина. План на 2022 год – около 85 млн.
Некоторые из бестселлеров «Кубань-Вино»
Игристое Aristov Cuvée Alexander Rose
Выдержанный розовый экстра-брют – ассамбляж пино нуара и каберне совиньона с нежным розовым оттенком за счет непродолжительной мацерации на кожице красных сортов. Вторичная ферментация проводится в бутылках по классическому методу, выдержка на дрожжевом осадке – не менее девяти месяцев. Букет тонкий, слаженный, с преобладанием нот красных ягод, малины и клубники, с легкими минеральными вкраплениями. Вкус тонкий и свежий. Очень радует устойчивый перляж, долгая «игра» вина в бокале.
Игристое Aristov Cuvée Alexander Rose
Игристое Aristov Anima
За игристым Anima в стиле просекко из винограда бьянка в магазине при Центре энологии Chateau Tamagne все лето стояла очередь из туристов. Освежающие лаймовые ноты в аромате, сливочные и кремовые тона во вкусе, щекочущая кислотность делают его превосходным аперитивом. Вино произведено акратофорным методом в стали при контролируемой температуре с выдержкой на тонком дрожжевом осадке в течение двух месяцев и имеет маркировку ЗГУ «Кубань. Таманский полуостров».
Chateau Tamagne «Терруар» Шардоне
Для премиальной коллекции терруарных вин Chateau Tamagne виноделы «Кубань-Вино», специалисты агрофирмы «Южная» и энологи итальянской компании Enofly выбирали самые перспективные участки виноградников на земле между двух морей, входящей в ЗГУ «Кубань. Таманский полуостров». Все вина из линейки «Терруар» намеренно сделаны без выдержки, чтобы максимально продемонстрировать профиль сортов на этой особенной территории. Пышный букет шардоне, например, красиво раскрывается нотами спелых фруктов и орехов с легкими тонами благородного дерева.
Chateau Tamagne «Терруар» Шардоне
«Высокий берег» Мерло
Российское мерло с защищенным географическим указанием «Кубань» 30 месяцев выдерживали в дубовых бочках при Центре классического виноделия. Ожидания оправдались: вино обладает насыщенными ароматами вишни, черешни и красного яблока, а третичными нотами на фоне выступают ваниль и шоколад. Бархатистые танины подчеркивают густой и насыщенный вкус.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №152.
Фото на обложке: © Ваня Березкин.