SWN
Приют бонвивана: Геннадий Йозефавичус про фарфор и вино
ГлавнаяСтатьиЛюдиИнтервьюПриют бонвивана: Геннадий Йозефавичус про фарфор и вино

Приют бонвивана: Геннадий Йозефавичус про фарфор и вино

Как и всех нас, пандемия застала журналиста и заядлого путешественника Геннадия Йозефавичуса врасплох. Но, запертый в четырех стенах, он быстро нашел альтернативу зарубежным поездкам – познавать культуры разных стран через коллекционирование. Сутки напролет на онлайн-аукционах – и за два года Геннадий сколотил любопытную коллекцию фарфора. Редактор SWN Яков Лысенко побывал в двухэтажной квартире, расположенной в башне сталинского дома, и поговорил с начинающим коллекционером.

Интервью состоялось 11 февраля 2022 года.

Приют бонвивана: Геннадий Йозефавичус про фарфор и вино

Во время локдауна мы притормозили, свежим взглядом окинули наши дома и решили: переменам быть. Полетел на свалку скопившийся за годы хлам, дошли руки до ремонта, обновились сервизы, озеленилось пространство. Встречаться с близкими удавалось только дома, а он – визитная карточка, может многое сказать о человеке. Оглянув свою квартиру в начале пандемии, я понял, что вроде бы ничего особого обо мне она не говорит, – а хочется, чтобы сказала!

IROD9146-min.jpg

Фото: © Игорь Родин

ТОП100

Примерно в то же время мне пришел пуш: специалист по этикету Татьяна Полякова запустила эфир со своим другом, журналистом Геннадием Йозефавичусом. За чаепитием они вспоминали совместные приключения, говорили о любимых поставщиках, рассказывали о путешествиях и культурных открытиях. Разделенные расстоянием, они стали ежедневно устраивать телемост Москва – Таллин: обсуждать фарфор, серебро, шампанские дома и других спутников нашей жизни. Они и подтолкнули меня к обновлению предметов быта, старту своей домашней коллекции. Я стал штудировать «Авито», Ebay в поисках винтажных вещей: нашел немецкий бар-комод 60-х годов XX века, скандинавские канделябры 20-х, стал собирать советский фарфор, французский хрусталь и работы российских современных художников. Мое ралли с тех пор не останавливается. Узнаем же, каких результатов удалось добиться Геннадию.

Когда решили начать коллекционировать? Что стало вдохновением?

Идея коллекции ко мне пришла во время локдауна. Я всегда любил Восток – и после того, как начал ездить в Японию, стал привозить оттуда фарфор. Последней страной, которую я посетил перед локдауном, как раз была Япония.

Я прилетел 28 марта и должен был 14 дней сидеть на изоляции. Тогда предложил Татьяне Поляковой эти наши эфиры, а потом от нечего делать стал изучать онлайн-аукционы. Не было понятно, сколько продлится изоляция, а это был один из способов коммуникации с внешним миром. До этого я не участвовал в аукционах, и мне было интересно, как будет справляться почта, – и справлялась она прекрасно даже в период локдауна.

IROD9171-min.jpg

Фото: © Игорь Родин

Наверняка путешествие в Японию и дало толчок коллекционированию?

С этой поездкой смешная история. Я планировал поехать на церемонию Asia’s 50 Best Restaurants, которая должна была пройти на острове Кюсю в двадцатых числах марта 2020 года. Получил аккредитацию, со мной связались представители турофиса префектуры Сага – предложили маршруты, скидку на гостиницу. Весь февраль мы вели переговоры – до того момента, пока не стало понятно, что церемония под угрозой срыва. В итоге ее перевели в онлайн. Но я для себя решил, что все равно поеду – так как на Кюсю я был всего с одной стороны в рамках круиза по Японии, а по самому острову я не ездил. К тому же меня интересовал город Фукуока, один из гастрономических центров страны.

У меня был билет туда на 4 марта и на 8 апреля обратно. В этом месяце у меня день рождения – я отметил его в Токио с друзьями, а затем поехал на остров Кюсю, прилетел в Фукуоку. Я потом шутил, что оказался единственным гостем церемонии, который долетел. Как в анекдоте, играл роль человека, который не знал, что все отменили, и все равно приехал.

Почему я еще хотел на Кюсю? Там есть город Арита, где в начале XVII века родился японский фарфор. Один корейский монах нашел гору каолиновую, и с этого все началось. И я, будучи в Токио, два дня подряд ездил на поезде до Ариты. Посетил самый известный музей японского фарфора, изучил город, где это все зародилось 400 лет назад. Это все стало инспирацией.

И уже в Москве на локдауне у меня появилась идея коллекции. Японский фарфор, как в целом весь фарфор, родился как продолжение китайского. Потому что китайцы – родоначальники фарфора. Но так как в начале – середине XVII века в Китае шли крестьянские войны, были разрушены печи для обжига, страна перестала производить фарфор, и ее место на международном рынке заняла Япония. В то время она была закрыта для иностранцев, но существовал порт Нагасаки, куда были допущены только голландцы, потому что они были не католиками, а протестантами. Рядом с Аритой есть порт Имари, откуда возили фарфор в Нагасаки, а там его уже перехватывали голландцы и везли в Европу.

IROD9220-min.jpg

Фото: © Игорь Родин

И в течение XVII века создалась такая ситуация, когда на европейском рынке, который был жаден до фарфора, преобладал японский фарфор. Сначала он копировал китайский, но очень быстро обрел свой стиль. У японцев, как у перфекционистов, само качество фарфора было значительно выше, в отличие от китайцев, которые полностью записывали изделия краской, чтобы скрыть изъяны. Японцы стали оставлять много белого места – там был мастер Сакаида, который очень красиво рисовал хурму, и местный феодал дал ему титул «мастера хурмы», или «какиэмон» («каки» – это хурма). Так родился один из самых известных стилей японского фарфора. 

И когда китайцы возобновили производство, им пришлось работать в японском стиле, потому что в Европе был востребован именно он. Кроме того, среди европейцев появились большие коллекционеры японского фарфора, например Август Сильный, курфюрст Саксонии, король польский. Он собирал изделия по всей Европе, за любые деньги – известен случай, когда он за сервиз отдал кайзеру прусскому батальон солдат. И именно Август начинает производство европейского фарфора – оно было запущено в 1710 году в саксонском городе Майсене. И так как Август был коллекционером японского фарфора, его стиль, а именно какиэмон, преобладал первые полвека – наряду с шинуазри. Так вот, к идее моей коллекции. Ее лейтмотив – Япония и все, что ей инспирировано. Я решил собирать японский фарфор, потому что он мне изначально нравится, китайский фарфор в японском стиле, а также европейский фарфор в японском стиле – а это весь XVIII век.

Стартом моей коллекции стала чайная тройка из английского фарфора конца XVIII – начала XIX века, которую я купил в Antiqueland. На ней преобладают восточные мотивы – изображено дерево жизни.

IROD9173-min.jpg

Фото: © Игорь Родин

На что опираетесь при покупке вещей в коллекцию?

Тебе нравятся определенные стили в фарфоре, ты начинаешь читать книжки о них, погружаться в тему. Вообще, любая коллекция формируется следующим образом: тебе что-то нравится, и ты это покупаешь. У меня за ней стала идея, потому что у меня уже были японские вещи – какие-то фарфоровые предметы, которые я привозил из поездок, в частности в город Канадзава – центр японского фарфора в стиле кутани.

Как далее развивалась коллекция?

После английской чайной пары у меня появился Meissen в восточном стиле – вещи конца XVIII века. Есть фарфор со звездочкой, которая говорит о периоде Марколини в Meissen, длившемся с 1780-х годов до начала XIX века. Далее я приобрел английский фарфор от Worcester, Spode, Chelsea. Все они с восточными мотивами, в стиле имари – это общее название фарфора в японском стиле в Европе, по названию того порта, откуда его привозили.

Первый цвет, который появился на фарфоре, – синий, кобальтовый. Это единственная краска, которая не сгорала, если изделие расписать, покрыть глазурью и обжечь, – любая другая сгорела бы. Поэтому роспись эмалью, другими цветами пришла гораздо позже. Часть коллекции – как раз вещи, расписанные кобальтом: китайские, японские, английские и немецкие. Мне нравится сопоставлять вещи разной формы.

Фото: © Игорь Родин

В другом шкафу у меня в основном японский фарфор разных времен. Вообще фарфор – это каолин, полевой шпат и кварц, из которых делается «мука», а из нее «тесто», которое вливается в форму, обжигается. Далее наносится рисунок, покрывается глазурью, обжигается. Если нужно добавить цвета, изделие расписывается эмалью, обжигается. Все это при разных температурах. Этот состав фарфора не такой старый: он был разработан в Китае в XIV-XV веках. До этого сотни, тысячи лет делали керамические изделия.

Здесь у меня вещи в стиле кутани, мне нравится его цветовая гамма, в стиле какиэмон: для него характерно много белого цвета, синие, оранжевые элементы. Мне он очень нравится. Я люблю вещи, которые я могу применять в быту. Все, что находится в этом буфете, можно использовать для сервировки.

Есть ли улов, которым гордитесь?

У меня есть целый лот английского фарфора Worcester 1760-х годов, который я купил на аукционе за £50 – это был один из таких аукционов, когда человек расчищает чердаки в доме, который достался ему в наследство. Конечно, там такие объемы, что невозможно без группы экспертов оценить коллекционную ценность каждой позиции. Так вот, одна-­единственная из этого лота сейчас тянет на полтысячи фунтов.

Какая самая старая вещь в вашей коллекции?

Наверное, это тарелка японской эпохи Сун X-XI веков – вещь из коллекции шведа Эрика Холмберга, которую распродавали на онлайн-­аукционе после его смерти. Еще у меня есть Япония XVII века. Конечно, этими вещами я не пользуюсь, ими я любуюсь.

IROD9036-min.jpg

Фото: © Игорь Родин

Коллекцию пополняете только на аукционах? Не пользуетесь народными сайтами с объявлениями?

Моя коллекция – это аукционы и Ebay. Есть агрегаторы – например, Auctionet и Invaluable – с сотнями аукционов. Выбираешь страну производства, эпоху, стилистику, заходишь на аукцион, делаешь ставку – если она выигрывает, вносишь оплату.

Купить хорошую вещь можно и за €30. Беспошлинный порог у нас €200, но даже если сумма покупки превышает его – пошлина не будет высокой, ее часто можно оплатить прямо на почте. За это время я получил десятки посылок через «Почту России» и FedEx. Но из-за пандемии доставка из некоторых стран сильно задерживается. У меня есть посылка из Японии, которая была отправлена 21 июля 2021 года, и вот только 11 февраля 2022-го появилась в Екатеринбурге.

Вещи доезжают до тебя, ты держишь их в руках, начинаешь выставлять, развешивать. В какой-то момент они перестают вмещаться в квартиру – ты начинаешь думать о том, от чего можно избавиться. И уже начинается жизнь коллекционера.

Аукционы – очень затягивающая история, но я себя не могу назвать серьезным коллекционером. У меня бывают «запои», когда я могу всю ночь просидеть на аукционах, а есть время, как последние три месяца, когда я не купил ни одной вещи.

Фото: © Игорь Родин

У вас все стены увешаны картинами – тут есть какая-то объединяющая идея?

В коллекции нет системы, в ней то, что мне нравится, – в основном это картины 1960-х годов, которые я купил во время путешествий по Великобритании, Франции, Китаю. Есть несколько работ грузинского художника Георгия Тотибадзе. Для меня они, несомненно, представляют ценность, но чего-то торгуемого за десятки тысяч евро у меня нет.

Я люблю вещи, которые я могу применять в быту. Все, что находится в этом буфете, можно использовать для сервировки.

Очень много вокруг и хрустальных бокалов, декантеров. С чего начались ваши отношения с вином?

Особенной истории нет. Мне вино нравится, оно часть моих гастрономических увлечений. Экспертом я себя ни на секунду не считаю, но, условно говоря, если мы собираемся компанией, вино выбирать буду я, потому что у меня больше опыта. Мои предпочтения постоянно меняются. Сейчас я скорее ближе к натуральному виноделию. Мне интересны недооцененные сорта, такие как гаме, которые можно купить не за конские деньги, так как на хорошую бургундию денег у меня нет. Естественно, во время путешествий я пью местные вина – если я в Стране Басков, я буду пить чаколи.

IROD9321-min.jpg

Фото: © Игорь Родин

Какие любимые категории?

Я не большой любитель белого вина, я скорее про красное. Но если выбираю белое, то оно будет в оксидированном стиле – мне нравятся ореховые, хересные ноты, которые дает оксидация. Также люблю янтарные, оранжевые вина – от Грузии до Фриули. Дубовое шардоне мне не нравится – я скорее выберу стальное алиготе.

Если выбираю красное вино, то это будет Жюра, Бургундия. Мне очень нравится Италия – бароло, брунелло ди монтальчино. До сих пор лежат бутылки из древних поездок по Тоскане – брунелло 1995, 1997 годов. У меня дома есть винный холодильник – там я храню вина из разных поездок. Терпения не выпивать все сразу хватает, поэтому он забит. Там старая Тоскана, Бордо – 80–90-х годов. Есть Château Mouton Rothschild – не великого винтажа, но вино стилистически все равно прекрасно и интересно развивается. Есть старое шампанское – Krug Clos du Mesnil 1988 года.

Да, в вашем инстаграме чаще других появляются бутылки игристого – это особая любовь?

Очень люблю шампанское, франчакорту, вина Trento DOC. В Шампани мне сейчас нравится то, что делают рекольтаны. Мне всегда очень интересно, когда приезжаю в Страну Басков, где по очень хорошим ценам есть много шампанского неизвестных мне домов, узнавать регион с новой стороны. Это всегда какое-то открытие. Мне нравятся блан-де-нуары – чем меньше шардоне, тем лучше.

Если говорить о больших домах, то мой фаворит Lanson. Не люблю коммерческие шампанские – то есть я не буду пить Brut Imperial, но те винтажные позиции, которые делает Moët & Chandon, мне нравятся. Мне очень понравился новый базовый брют Louis Roederer Collection – я не любил Brut Premier, а вот это базовое кюве меня удивило, мне понравилась идея, которая за ним стоит. Также люблю Deutz – их кюве William Deutz.

Дегустация

В такую резиденцию – да с пустыми руками? Мы подготовили для Геннадия сет из шести позиций: по одному белому и одному красному вину из Долины Луары, с Этны и из Пьемонта

Красные

Фото: © Игорь Родин

Catherine & Pierre Breton Les Perrières 2002
Луара

100%-ный каберне фран с 60-летних лоз самого престижного участка аппелласьона Бургёй. Вино провело 24 месяца в больших французских дубовых бочках, а затем более 17 лет выжидало своего часа до нашей дегустации.

Оценка Геннадия: 90/100

«Цвет достаточно насыщенный, чуть с кирпичным оттенком, который говорит о возрасте и сортах винограда. Напоминает Северную Италию. Кислотность та, которая мне нравится: вино не сильно кислотное, но и не сглаженное. Во вкусе чувствуются перечные ноты. Такое хорошо подавать с колбасами, паштетами, хлебом. Нужно что-то жирное, насыщенное.

...Недавно был в Лиможе у Мишеля Бернардо, мы пили свежее вино аппелласьона Bourgueil AOC – вот на что оно похоже».

Conte Tasca d’Almerita Tenuta Tascante Contrada Pianodario 2016
Этна

Нерелло маскалезе с виноградников, лежащих на высоте 775 м над уровнем моря на склоне Этны – самого высокого действующего вулкана Европы. Лоза вкупе с вулканическими почвами и годом в бочке дали вину нотки кофейных зерен, ванили и шалфея.

Оценка Геннадия: 94/100

«Красивейший прозрачный рубин в бокале. Есть немножко бензола, меда и ванили. Напоминает мне восточный базар. Мягкое, приятное во вкусе. Вино очень питкое, гастрономичное – я бы его подавал с тунцом, рыбой-меч или не очень жирным мясом на гриле. Идеально для полноценного ланча – подавать рекомендую охлажденным».

Pio Cesare Langhe Nebbiolo 2018
Пьемонт

Классика неббиоло от знаменитого хозяйства Pio Cesare, основанного в конце XIX столетия. Виноград собран с семейных виноградников, расположенных в Ла-Морре, Диано-д’Альбе, Серралунга-д’Альбе и Сан-Рокко-Сено-д’Эльвио. Вино в течение двух лет выдерживали в бочках из славонского дуба и частично во французских барриках.

Оценка Геннадия: 93/100

«В носу сразу ощущается шоколад. Это стиль вина, которое я бы выпил в жаркий полдень, – только надо хорошо охладить. Во вкусе легкая горчинка, что делает его для меня привлекательным. У него отличный гастрономический потенциал – его бы я подавал с овощным рагу, спаржей, артишоками или жареной курицей».

Белые

Фото: © Игорь Родин

Donnafugata Isolano 2019
Этна

Вино из винограда сорта карриканте, выросшего на почвах из застывшей вулканической лавы. Букет раскрывается ароматами цитрусовых, полевых цветов и средиземноморских пряных трав. Этикетку создал итальянский дом моды Dolce & Gabbana – на ней изображены типичные мотивы и геометрические формы, используемые в традиционных сицилийских мозаиках.

Оценка Геннадия: 88/100

«Карамель, засахаренные фрукты – сплошная сладость в носу. Она сохраняется во вкусе. Белое вино у меня с летом ассоциируется, но этот экземпляр я бы с овощами подавать не стал: они убьют друг друга. Я бы сервировал его с достаточно твердым выдержанным сыром, 24-месячным грюйером. Очень мясистое вино – я бы также предложил подать его с речной рыбой, своими нотами оно перебьет тинный запах».

Thierry Germain L’Echelier Saumur 2016
Луара

Луарский шенен блан, выросший на L’Echelier – одном из четырех виноградников в коммуне Сомюр-Шампиньи, все еще окруженных стеной, построенной почти 300 лет назад. Один гектар с 70-летними лозами шенена блан расположился на слое глинистого известняка туронского плато, сформировавшегося 89 млн лет назад. Вино пробыло девять месяцев на тонком дрожжевом осадке в дубовой бочке.

Оценка Геннадия: 87/100

«Очень интересно: в носу кумкват, цукаты. От сладости этих фруктов у меня даже заныли зубы. Вкус приятный – в нем есть ноты оксидативности, сухофруктов. Оно отлично пойдет к белому мясу – курице, перепелке. Может быть, даже к лимузенской телятине, зажаренной в печке. Небольшое количество жира уравновесит эту сладость».

Vigneti Massa Costa del Vento Derthona 2015
Пьемонт

Вино Вальтера Массы из возрожденного им тиморассо: винодел 25 лет изучал этот белый сорт и отобрал лучшие участки для его выращивания. Он доказал соседям из Пьемонта, что тиморассо – жемчужина региона и может давать великие вина с большим потенциалом к хранению.

Оценка Геннадия: 93/100

«Мощный аромат. Во вкусе – черные сухофрукты. Приятное вино – представляю его с мощным овощным рагу или рыбой, например тюрбо. Должно быть что-то уравновешивающее. Также отлично пойдет с азиатской едой – только не очень острой. Перед подачей советую декантировать. Это, безусловно, фаворит из трех белых позиций».

Фото на обложке: © Игорь Родин.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News 147.
Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email