Первые пробы алюминия и вина
Алюминиевые банки для вина – история не новая. Они появились в Штатах еще в 30-х годах XX века, как только отменили сухой закон и страна начала снова пить. Правда, банки были далеки от современных, открывать их приходилось специальным ключом. Да и вино в них наливали откровенно дрянное: крепленый до 20% мускадель и гадкие подобия хереса, портвейна или токайского. Тема не зашла, вина были откровенно плохие и нестабильные, но винили во всех грехах банки. Хотя надо признать, что тогда только учились делать внутреннее покрытие, которое защищает жидкость от контакта с алюминием, и зачастую оно просто не работало, так что вино имело выраженный металлический привкус.
Следующая попытка случилась в 40-х годах, причем форма банки поменялась: она стала вытянутая сверху и укупоренная… пивной пробкой! Идея была в том, что такой формат будет куда привычнее для потребителей пива и они перейдут на сладкий порт Sweet Adeline. Но в народ эта концепция тоже не пошла.
Фото: © International Canned Wine Competition
А эксперименты шли, по банкам даже умудрялись разливать бордо! Дело было в 60-х годах, вино выходило под маркой Bernard Caillan. На этом прогресс не остановился, до Штатов доплыли баночки 1964-го винтажа Château des Charmes из Божоле Супериор, хотя дело опять не пошло. И тогда за них взялись и австралийцы, которые давно не любили ни бутылку, ни натуральную пробку – не зря они придумали бэг-ин-бокс и заказали разработку винтовой пробки. Они сообразили, что в банки лучше лить белое и слегка игристое, тогда это называлось «в итальянском стиле».
При этом в деле баночного бизнеса успела поучаствовать даже Coca-Cola. В 1977 году корпорация купила New York’s Taylor Wine Company, шестого по объемам производителя вина в стране. И решила запустить линейку в банках специально для авиакомпаний, чтобы экономить на весе и месте. По словам представителя United Airlines, эксперимент свернули через шесть недель – бургундия, шабли и просто розе, как назвали вина, не понравились 40% пассажиров. Проблема с металлическим привкусом все еще не была решена.
Баночный бум начался в 80-х годах в Штатах, но не на вино, а на винные кулеры. До новой эпохи оставалось еще 20 лет, и началась она в 2004 году с выходом на рынок революционной банки от Френсиса Форда Копполы. Sofia Mini Blanc de Blancs стало первым серьезным вином в банке, причем продавали его прямо с трубочкой, намекая на то, что бокал не нужен, пить прямо из емкости.
Фото: © The Family Coppola
Из горла или из бокала
У баночных вин есть даже свой конкурс – International Canned Wine Competition. В 2022 году дегустаторы оценили аж 300 вин из 20 стран, раздав 97 золотых медалей. Но важно не это, важно то, как они дегустировали – прямо из банки или из бокалов? Судя по фото, дегустация проходила в классическом формате. Из бокалов дегустировали и в Decanter, и в Wine Spectator, причем эксперты не знают, из какой емкости вино: банки, бутылки или тетрапаки – их в таких маститых изданиях тоже не стесняются дегустировать. А как пить потребителям?
Фото: © International Canned Wine Competition
Некоторые производители продвигают концепт «купил, охладил, выпил». Не нужно ни штопора, ни бокала, пить можно просто так, контакт губ с алюминием еще сильнее освежает и усиливает ощущения. Аромат в таком формате поймать почти невозможно, а нужно ли это? Да и стоят эти вина недорого, рассчитаны исключительно на молодежь – чем проще, тем лучше.
Другие продвигают тему, что вино в банке – это в первую очередь вино, поэтому и относиться к нему нужно именно как к вину, то есть сервировать в правильном бокале, аэрировать, нюхать и дегустировать. Этот формат скорее для экоактивистов и тех, кому бутылки много, им важно в первую очередь вино и наслаждение от него. А баночка – это просто емкость, удобная и экологичная. Так ли это?
Фото: © The Coppola Family
За и против баночного движения
Защитники тренда на банки ратуют за то, что они сильно экологичнее, чем стеклянная бутылка. Так и есть, хотя подтверждающие данные найти непросто: измерение углеродного следа – дело непростое, и часто результат зависит от того, кто заказывает исследования. Но точно можно сказать, что банка легче, меньше, в паллет помещается больше – так транспорт выходит экономичнее и экологичнее.
Добыча бокситов и производство алюминия совсем не эко-био-процесс, но на вторичное производство уходит на 95% меньше энергии, чем на первичное, а банка почти полностью перерабатывается. А со стеклом не получится: его сложнее сортировать, в продвинутых странах разделяют даже по цвету и часто жалуются, что вина в синих бутылках стали меньше покупать, потому что для них нет отдельного контейнера. Вот и получается, что в мире перерабатывается 69% алюминиевых банок против 26,5% стеклянных бутылок. Так что для экологически озабоченных граждан банка рекомендована.
Фото: © Lubanzi wines
Второй момент – удобство. Банка быстро охлаждается, легко открывается, не требует бокалов и серьезного подхода, тогда как содержимое – вино. Ведь часто бывают ситуации, когда компания собирается пить пиво или коктейли, и теперь для них есть выбор и из вина. И это открывает винный мир для нового пула возможных потребителей, которые раньше о нем и не задумывались, в первую очередь речь идет о молодежи.
Третий важный момент – с баночным вином можно туда, куда не пускают со стеклом. А это концерты, стадионы, пляжи, бассейны и так далее. Нет стекла, нет рисков – предельно удобно. Да и для вечеринок полезно: время маленьких бутылочек просекко прошло, банки занимают эту нишу.
При этом новое поколение Z на западе пьет гораздо меньше, чем хотелось бы производителям вина и крепких напитков. Бутылка для многих кажется слишком большим объемом, становится все больше одиночек, которые иногда предпочитают просто ничего не выпить, чем откупоривать «большой формат». И банка в этом случае дарит идеальную порцию на одного – 250 мл, ровно два бокала, ни много ни мало.
Фото: © Union Wine Company
Ну и это просто весело. В мир вина пришел маркетинг, которому мы всегда завидовали, глядя на крафтовых производителей пива. Забавные, яркие этикетки, названия типа Can-Vi, She Can, CanCan, странные лозунги, предложения не «душнить», а просто наслаждаться моментом. Иногда к вину надо относиться менее серьезно, иначе оно так и останется нишевым продуктом.
А что из минусов? Они тоже имеются. Во-первых, банка дорогая. Выросли цены на алюминий, линий по прокраске банок и розливу вина мало, нужно либо заказывать у пивных компаний, либо полагаться на мобильные установки. Так что здесь особенно не сэкономишь.
Во-вторых, под банку подходят далеко не все вина. В ней совсем нет кислорода, поэтому склонные к редукции вина будут уходить в нее еще сильнее. Хотя последние исследования показали, что даже выдержанные в дубе красные вполне себе нормально переживают баночную выдержку. Но на них приходится всего 6% всех проданных банок в Штатах, а это пока самый большой рынок для категории, 32% – на розе, 45% – на белые и игристые.
Фото: © Lubanzi wines
При этом для баночного вина нужны свои показатели по кислотности и алкоголю, дабы не уничтожить внутреннее покрытие, защищающее от контакта с металлом. Вино в банке под постоянным давлением, про это нужно помнить. Подавляющее большинство баночных игристых сделаны банальным методом карбонизации, под шарма или классику нужна более плотная банка, при этом не больше 200 мл, иначе разорвет. Так что просто взять и разлить что попало не получится, нужно все продумать.
В-третьих, банка не предназначена для выдержки вина, она предназначена для употребления, причем быстрого. Что и логично, ведь странно представить погреба с бордоскими гран крю в алюминии.
География розлива
Если посмотреть на баночный рынок, то можно выделить две категории. Первые – совсем не про вино, они про удобство, молодежь и хорошее настроение. Стоят они недорого, делаются по всему свету, часто карбонизируются, ибо с пузырями все приятнее, и производятся, вероятно, из излишков и остатков производства Калифорнии, Италии, Испании да ЮАР, там вообще тренд пошел. Другое дело – производители посерьезнее, которые тщательно отбирают вина и позиционируют их как вполне равные аналоги бутылочным, просто в ином формате.
Фото: © Union Wine Company
Принято считать, что банки – это исключительно удел стран Нового Света, европейцы на такое не решаются, а если что и делают, то разливают простенькое розе: его все равно, как и где пить, главное – чтобы было холодным. Отчасти это правда, но не совсем. Власти некоторых аппелласьонов сознательно пошли на работу с банками, чтобы привлечь новых потребителей. И один из успешных кейсов – это чаколи из Алавы.
А почему бы и нет? Базовое вино, легкое, кислотное, не самое ароматное, а при этом еще и с легкой игристостью. Так почему бы не залить его в банку, ведь на родине многие до сих пор его за серьезное вино не считают и пьют из стаканов для сидра? Так оно и получилось, и сегодня в Штатах Txakolina Xarmant – это хит продаж. Только не нужно думать, что это метод шарма: тут намек на французское «шарман», он же «милый». И вино такое же приятное, причем терруарное, виноградники семейные, в долине Ордунья и на высоте 350 м. Одна проблема: чаколи – вино совсем не дешевое, это же не Ла-Манча.