2000-е
Глобальная экспансия трендов
Потребление вина в классической винной Европе падает – за полвека Франция потеряла 60%, Италия – 45%, Испания и Португалия – примерно по 30%. Но не надо печалиться, пить стали меньше, да лучше.
Вино переходит из разряда продукта питания в продукт сложный, интересный, дорогой. Виноделы, которые за качество, от этого в плюсе, все остальные открывают новые рынки, отправляя вагоны дешевого вина и балка в «невинные» страны, в том числе и Россию.
100 000 бутылок по ценам haute couture
Меж тем в Бордо открывается новое дыхание. Нас ждет целая череда винтажей тысячелетия – 2000, 2005, 2009, 2010.
Урожаи обильные, вина много, при этом цены растут как на дрожжах, Китай скупает все за любые деньги, традиционные рынки смотрят на это сумасшествие со стороны. Даже американцы ошалели от такой наглости французов, и начали смотреть по сторонам. А теперь есть куда – культовая Калифорния, топовые вина Чили от Чедвика, Мондави и Ротшильдов, Австралия с ее Grange и мощнецкими ширазами отлично подходят под жирный американский стейк.
© Penfolds
Мода на стиль гаучо
Кто сказал стейк? Для него уготован другой компаньон – мальбек. Аргентинцы долго томились на собственной парилье одни, но потом быстро поняли, что нужны доллары, и обратили взоры на Америку. Их заметил все тот же Паркер, который в предсказаниях к новому миллениуму одним из пунктов написал, что вскоре мы увидим великие вина из мальбека.
Так и случилось, причем не только в верхней гамме, но и в доступном сегменте. Появилась новая классика, которая быстро захватила мир. Из моды мальбек не выходит до сих пор, хотя аргентинцы расширяют диапазон сортов.
Цвет сезона – бургундский
В 2004 году в Штатах выходит фильм «На обочине». Фраза «Я не буду пить этот поганый мерло» поставила крест на будущем сорта за океаном, так что Petrus и Masseto повезло, что на этикетке не написано Merlot.
Ему на смену пришел пино нуар как самый тонкий, терруарный и изысканный (в случае Нового Света это не всегда так). Медленно, но верно, сорт начинает захватывать умы и винные карты, расширяется его география за счет Орегона, Отаго и Патагонии, бургундские вина растут в цене, прогнозы только самые радушные.
© Роман Суслов
Тропические паттерны затмевают классику
Мировые вкусы на белые меж тем меняются. Дубовый шардоне, в котором было столько сливочного масла, что его можно намазывать на хлеб, остался в 90-х. Американцы его разлюбили, наступает движение ABC – Anything but Chardonnay, «что угодно, но не шардоне».
И кто приходит ему на смену? Правильно, совиньон блан. В Мальборо сложилась полноценная индустрия с большим количеством игроков, способных обеспечить весь мир. Тропики, трава и крыжовник стали синонимом нового стиля белого, легкого, свежего, ароматного.
Dolce Vita для каждого
Параллельно в наступление пошли итальянцы, которые выставили тяжелую артиллерию – просекко и пино гриджо. Первые ударили сначала по каве, размазав ее по углам и опустив в самый ценовой низ, вторые начали захват рынка белого вина с ароматом белого вина и вкусом белого вина.
Казалось бы, банально и скучно, но массы восприняли такой подход на ура. А что? Произнести легко, звучит по-итальянски радостно, на вкус всегда стабильно и всегда похоже. Куда ни пойдешь – везде оно есть. Зачем искать что-то новое?
До России мода докатилась чуть позже, и как уверяют трендсеттеры той эпохи, над этим пришлось потрудиться, «заставляя потребителей отказываться от Шабли и переходить на пино гриджо». Эх, а надо было? Может, все вернем назад?
© архив SWN
2010-е
Бывший крестьянский стиль становится шиком
Бордосцы отлично провели последнее десятилетие, но жадность их сгубила. Кризис 2008 года им помог пережить спрос с Востока, но китайцы поняли, что не за любой винтаж нужно платить столько, сколько просят, и ненадолго вышли из игры.
Гонконг, винные врата страны, нашел себе новую игрушку – Бургундию. Ее время пришло. На торгах и аукционах рекордные суммы дают за DRC и Armand Rousseau, а не вертикалки Lafite и Latour. Цены на землю в Кот-д’Ор растут до космических высот, гонка вооружений между Арно и Пино* доводит обоих до покупки великих монополий, и это только начало.
Непогода в Шабли повышает цены из года в год, остальная Бургундия продается вся без остатка, бывшие крестьяне становятся миллионерами и со старых Citroën пересаживаются на Porsche.
*Бернар Арно и Франсуа Пино, французские миллионеры, друзья и конкуренты в мире моды и вина. Первому принадлежит LVMH (Cheval Blanc, Yquem и др.) и Clos des Lambrays, второму – Artémis Domaines (Château Latour и др.) и Clos de Tart.