История
8 тысячами винтажей, как наши соседи из Закавказья, португальцы похвастаться не могут, но их виноделия история уходит в давние времена. Первые лозы попали на самый юг Пиренейского полуострова примерно 4000 лет назад с финикийцами. Главный торговым центром цивилизации был Гадир, современный Кадис, и оттуда, вероятно, лозы распространились до атлантического океана.
Греческое влияние заметно только на юге, а вот приход римлян полностью изменил историю – территории вошли в часть Римской Империи, получив название Лузитания, а лозы достигли самого севера Иберийского полуострова, земель, где издавна жили кельты. Во II веке н.э. сюда пришло христианство, что окончательно утвердило позиции виноградников, ведь без вина не обходилась ни одна церемония.
Падение римской империи, приход племен варваров, захват полуострова маврами – ничто уже не могло покончить с виноделием. И хотя целых четыре века эти земли находились под властью мусульман, выращивание винограда и потребление вина не были запрещены, христиане и евреи лишь платили более высокие налоги. Только на последних этапах существования халифата ислам стал радикализироваться. Реконкиста, или процесс обратного завоевания полуострова христианскими королевствами, шла с севера на юг при участии королевств Леон, Кастилья, Арагон и Португалия. Сплоченные одной целью, они не забывали воевать между собой, заключать договоры и династические браки.
На корону Португалии претендовал глава некогда влиятельного Королевства Леон, но в результате Саморского договора от 5 октября 1143 года была признана независимость Португалии – эта дата считается официальным днем основания страны. С соседями с тех пор отношения оставались напряженными: испанцы покушались на португальские земли, да и сами португальцы были не прочь увеличить свои владения. Одной из таких попыток был династический брак с Изабеллой Кастильской. Он не состоялся, и в результате объединения с Арагоном родилась Испания, а ведь все могло бы пойти иначе.

© Rui Magalhaes/Unsplash
Не имея возможности расширяться по суше, португальцы овладели морями и океанами, первыми открыли путь в Индию, основали колонии на Мадейре, Азорских островах и Бразилии, и крайне правильно выбрали стратегического партнера – англичан. Объединенные нелюбовью к испанцам, они еще в 1386 году подписали Виндзорский трактат, который положил начало самому долгому в истории союзу между двумя странами. Англичане начали активно закупать португальское вино, португальцы – британскую шерсть.
Это привлекло на север страны английских, шотландских и голландских виноторговцев, которые осели в Порту и по другую сторону реки Дору – в Вилла-Нова-ди-Гайа. К середине XVII века британцы получили королевские привилегии и быстро ими воспользовались: война между Англией и Францией помогла португальским винами занять место Бордо на рынке. Мощные красные вина долины Дору, которые уже тогда начали крепить бренди, вошли в обиход английской аристократии. Традицию чтят до сих пор: ни один званный ужин не обходится без винтажного портвейна на дижестив.
Спрос на вина из Порту привел к тому, что виноградники высаживали не в самых пригодных местах, смешивали вина из соседних регионов, для цвета даже добавляли сок бузины. Это сказывалось на качестве, и тогда же родилась идея одного из первых в истории «контроля географического происхождения вина» – Маркиз де Помбаль очертил границы, где можно было производить портвейн, а бузину выкорчевали навсегда.
Дальше все стихийно: нашествие филлоксеры, конец монархии, диктатура Салазара. Несмотря на откровенную недемократичность, Салазар реформировал отрасль, основал регулирующие советы, контролирующие производство и продажу вин, были созданы кооперативы, которые помогли выжить мелким крестьянам.
В 1942 году родился мировой феномен, без которого нельзя представить историю виноделия – Mateus Rose. Розовое полусладкое и едва игристое вино захватило экспортные рынки, до сих пор пузатая бутылка для многих остается символом португальского виноделия. А зря: в стране с 31 географическими наименованиями можно найти все существующие стили вин кроме, пожалуй, айсвайна. В последние годы виноделие развивается стремительно, даже там, где традиционно делали крепленые вина, можно найти выдающиеся сухие.
В стране больше сотни автохтонных сортов, к ним добавляются благородные французы, так что запомнить даже главные будет непросто. Это и не нужно, важно знать ключевые винодельческие регионы.