Натуральные – это вина без смирительных рубашек, ничем не регламентируются, никакой категоризации не поддаются. От S02 натюристы часто отказываются, оттого окисленность, уксусное скисание, грязный скотинистый тон и т. д. для многих норма.
Хотя некоторые в минимальных количествах диоксид серы добавляют. Реноме натюристов сильно подпортила идея «оно рождается само», практика невмешательства и появление вин с немыслимой органолептикой, которая преподносится как «терруарность». INAO лишь в конце 2020 года признал Vins Naturels официально, дальновидно отбрыкавшись от контроля за ними.
Выдерживать такие вина с целью их феноменального развития – довольно сомнительная затея. Но этот вопрос каждый сторонник «натуральности» решает для себя сам.
У истоков натюра в 1980-х стояли моргонцы Marcel Lapierre, Guy Breton, Georges Descombes, и они моментально нашли сторонников. Например, в Бургундии Frederic Cossard и Damien Coquelet, в Долине Роны Maison Stephane (Кот-Роти). Ежегодные 30-45 кюве Jean-François Ganevat (Жюра) выдержаны в амфоре или большой бочке, белые 3-11 лет, разлиты без серы. С минимумом серы работают Marc Kreydenweiss, Pierre Frick (Эльзас), Fontodi (Тоскана), вовсе бессерное – Thierry Germain (Луара), Clos Lentiscus и Partida Creus (оба из Каталонии).
Сандро Хатиашвили
Ведущий эксперт компании Simple
«Коллекция вина индивидуальна, как коллекция живописи. Она определяется личным вкусом, кругом интересов, оказией употребления, а также финансовой готовностью. Если все всерьез – надо сделать акцент на классику.
Если есть желание заложить вина на долгий период, от рождения до свадьбы, – только проверенные, которые будут долго и неограниченно долго зреть. Покупайте вина ан-примёр – очень выгодный шаг для вложения.
Для визитов друзей надо держать под рукой несколько вин – допустим, пару белых и красных, розе и игристое. В первую очередь Новый Свет или Юг Европы – то, что всем понятно, не вызывает сложностей в понимании. Вина, которые еще не стали классикой, но в моде? Сейчас в тренде белые немецкие и австрийские, Луара, Испания.
Их не настолько хорошо знают, можно открыть много интересного. Модных относительно классики должно быть не более 10-15% коллекции».
6. Веганский отбор
Веганство – это образ жизни, где нет места продуктам, имеющим отношение к эксплуатации животных. Поэтому намек на применение в процессе виноградарства и виноделия ингредиентов животного происхождения вычеркивает вино из списка. Даже биодинамические препараты с навозом и рогами запрещены. При винификации веган-френдли вин используют продукты только растительного происхождения.
В коллекцию без опаски можно выбрать веган-френдли вина от: Querciabella (Тоскана), Paco & Lola из Понтеведры (Галисия), Alois Lageder (Альто-Адидже), Albet i Noya (Каталония), Agricola Punica (Сантади, Сардиния), Cantina Terlano (Альто-Адидже).
Дружелюбны для веганов: Banfi (Тоскана), Bertani (Венето), Bonny Doon и Harlan Estate (Калифорния), Braida из Асти (Пьемонт), Campo Viejo из Риохи, Felton Road и Babich Wines (Новая Зеландия).
Свободны от animal products шампанские вина домов Lanson, Laurent-Perrier и Jacquesson, а также E. Guigal (Долина Роны), Josmeyer (Эльзас), красные Viña Errazuriz S.A. (Чили), d’Arenberg (Австралия).
Беби-брунелло и беби-вино нобиле (по классификации – россо) со всеми породными признаками приличного санджовезе – это настоящая выручалочка застолья.
7. Гастрономические братья
Это самая популярная сегодня версия домашнего собрания: вина, которые стоит хранить ради нескольких счастливых лет взросления, когда угловатость и скованность уходят, танин превращается в шелк, а ягоды обращаются в бальзам. Но в любой момент они достойны встать во главе щедрого стола для компании нагрянувших добрых друзей. Мы знаем много таких вин-праздников. Например, розе, в любое время дня и ночи готовые на гастрономический подвиг. Или быстро зреющие менсии Рибейры-Сакры и Бьерсо. Плюс морские хрустящие альбариньо и пороховые и каменно-минеральные совиньоны.
Беби-брунелло и беби-вино нобиле (по классификации – россо) со всеми породными признаками приличного санджовезе – это настоящая выручалочка застолья. Мягко стелющие ягодами монтепульчано из Абруццо (Masciarelli, Valentini, Umani Ronchi) полезны для внезапного откупоривания. Пьемонтские бодрящие и ягодные друзья застолья – даже новичок назовет барберы (Braida, Vietti, Coppo, Chiarlo, Prunotto). Надежнейшие компаньоны асадо – в первую очередь щедрые аргентинские мальбеки (Montes, Catena Zapata, Luigi Bosca), хотя о более строгих каорах не следует забывать.
На пике гастрономической моды – гарначи Риохи, Монсанта, Наварры и особо обаятельные – Гредоса (Comando G, Bernabeleva). Мощные и требующие выдержки кариньены или масуэло Испании не похожи на дружелюбные, элегантные кариньяно Сардинии с мягкой сладковатой танинностью и облачком сардских трав, самые рыбные из красных (Santadi, Argiolas, Sardus Pater).
Лангедок-Руссильон – cамый большой виноградник мира – поставляет демократичные и сочные вина из аппелласьонов Фиту, Минервуа, Фожер и Корбьер. Крюшные гаме из Божоле, каждый со своей яркой ягодностью и терруарным подтекстом, при хорошем воспитании намекнут на бургундские пино нуары (Dominique Piron, Naudin-Ferrand, Jean-Paul Brun, Château des Jacques).
Вячеслав Балюк
Ресторатор и сомелье («Номер 15», «Тот еще гусь»)
«Большинство интересуется винами “пить сейчас”, не хочет закладывать на 10 лет. Чаще всего хотят Австрию и Германию: грюнеры, блауфранкиши, шпеты, рислинги почти вне конкуренции.
Натуральные спрашивают 8-10%, и чтобы бережное био без отражения в бокале. Шампанские – только рекольтаны, новые и неожиданные, нет большим брендам. И да, кава значительно обошла просекко».
8. Российская коллекция
Она пока некрупная, но это чертовски приятная винная инвестиция.
Вам придется соблюсти равновесие между личными пристрастиями и возможностью хранения вина хотя бы лет пять без разочарования. Уже доказали свою состоятельность «Винодельня Ведерниковъ» Долины Дона, кубанские «Лефкадия», «Галицкий и Галицкий», «Усадьба Дивноморское», «Усадьба Маркотх», «Бюрнье», «Имение Сикоры», топовые позиции «Фанагории», «Гай-Кодзор», крымские Олег Репин, Esse, Uppa. Неплохие перспективы у Loco Cimbali, Рема Акчурина, «Бельбека». Украшением коллекции могут стать небольшие релизы «Винодельни Узунов», Константина Дзитоева. Пользуются спросом старые винтажи Alma Valley. Поклонникам автохтонов адресуются вина «Студия вина Галина» («Арпачино») и «Собер-Баш». Неплохо показывают себя игристые по классике: «Темелион», «Виктор Дравиньи» («Абрау-Дюрсо»), «Ведерниковъ».
Если за единорогов сойдут крохотные релизы «Пино нуар в амфоре» Олега Репина, «Все конем» и «Холодный душ» от «Лефкадии» – значит, они у нас водятся.
9. Игристые по классике
Роскошь для самых настойчивых гурманов – правильно подобранная коллекция «пузырьков». Нам есть из чего выбрать, поскольку производство игристых сегодня одна из самых новаторских долей виноделия.
Шампань – это основа основ, и баланс ее коллекции в том, чтобы подобрать и крупные марки, и средние, и рекольтанов – только надежных производителей (Salon, Krug, Jacques Selosse, Louis Roederer, Dom Pérignon, Tarlant, Egly-Ouriet, Pierre Peters, Eric Rodez, Taittinger Comtes de Champagne). Есть смысл искать вертикали миллезимов, кюве де престижей. Самые модные сегодня направления: минимальный дозаж сахара в ликере и баррик тач, участие бочки в производстве. Очень интересны смелые креманы д’альзас (Bott-Geyl) и де бургонь (Simonnet-Febvre, Pierre Naigeon) с нежной маслянистостью и минеральностью, это не альтернатива шампани, они хороши и сами по себе.
В Ломбардии рождаются глубокие и чувственные франчакорты стиля изысканного барокко, с обилием красивой цветочности, прекрасная классика (Ca’ del Bosco, Guido Berlucchi, Bellavista, Cavalleri, Uberti).
В Трентино среди классических Trentodoc производят не только восхитительные винтажные Ferrari – обязательно стоит поискать маленьких производителей.
Не забудем об испанцах серьезного воспитания и с ярким характером, успешно соперничающих с Шампанью за влияние на ценителей: как кавы Mestres с первой выдержкой в дубовых или каштановых бочках до года и второй на осадке в бутылке от 42 месяцев до 13 лет. Все они – брют-натюры.
Или корпиннаты Recaredo, все исключительно винтажные брют-натюры с выдержкой в бутылке минимум 30 месяцев – чем старше, тем монументальнее.
Антон Панасенко
Ресторатор, виноторговец (Bourgogne.ru), гуру-сомелье
«У нас совершенно недооценены зекты из рислинга, которые спокойно лежат и более 30 лет. Наверное, мешает низкая цена – нет у немцев решимости сделать премиальный дорогой зект. Нет у них местных Селоссов, Салонов, Крюгов. Надо уговорить производителей поверить в себя и сделать престижные коллекционные кюве, поработать над дизайном бутылки и упаковки. С другой стороны, у нас нет шанса напороться на низкокачественный масс-маркет, практически все лучшие из лучших зекты уже здесь.
Что касается шампанского, то когда-то я решил, что “больше не пью этикетки”, и стал пить только рекольтанов. Потом попробовал вертикаль Dom Pérignon (90-е/80-е/60-е) и понял, что пью все так же этикетки, просто с другими надписями. И рекольтан не панацея и не гарант крутизны, а мезон – не обязательно “массовый продукт невысокого качества”. А большие дома умеют делать кюве эталонного качества».
10. Художественные бесценности
Дизайнерские коллаборации культовых имен – арт-проекты с этикетками – начались в конце XIX века: Château Malromé, принадлежащее матери великого Тулуз-Лотрека, после его смерти начало размещать репродукции его картин на этикетках. В начале ХХ века этикетки Moеt & Chandon расписывал художник Альфонс Муха.
Традиция заиграла новыми красками, когда Château Mouton-Rothschild в 1945 году пригласило иллюстратора Филиппа Жюллиана оформить винтаж – он изобразил заглавную «V» в знак победы во Второй мировой войне. С тех пор на этикетках шато появлялись работы Марка Шагала, Сальвадора Дали, Энди Уорхола, Дэвида Хокни, Василия Кандинского, Джеффа Кунса. Этикетку для винтажа 2019 года создал исландско-датский художник Олафур Элиассон – она олицетворяет собой пересечение природы, искусства и науки.
Так что с помощью вин можно собрать солидную картинную галерею. Культовое Montevertine в Кьянти-Классико с 1982 года оформляет свое Le Pergole Torte рисунками Альберто Манфреди.
Некоторые вина несут еще и просветительскую нагрузку. Основатель фонда Art Russe Андрей Филатов, в собрании которого около 400 произведений русской живописи и скульптуры периода с 1917 по 1991 год, украшает этикетки собственного Château La Grâce Dieu des Prieurs в Сент-Эмильоне классическими картинами русских и советских художников.
Тenuta dell’Ornellaia создала проект Vendemmia d’Artista («Винтаж художника»): в апреле выйдет винтаж 2019, который в рамках 14-й коллаборации оформлен шведскими художниками Натали Юберг и Хансом Бергом. Опора на мир современного искусства дает импульс к работе с новой аудиторией и омоложению бренда.
Дом Ruinart четыре года назад представил проект с китайским художником-«невидимкой» Лю Болином в технике творческого камуфляжа – фотографии на винодельне и виноградниках пытаются обратить внимание на проблемы экологии и потребления.
Российские винодельни идут в ногу с современным пониманием метафоричности вина. Этикетки для линейки Rtue от Uppa Winery нарисовал севастопольский граффити-художник Павел Ртуе, вдохновившись посещением винодельни.
Линейка экспериментальных вин Cosmos винтажа 2019 от севастопольской Yaiyla оформлена серией Flat Space художника-абстракциониста Андрея Свибовича. Юная бахчисарайская Lucky Wine использует для оформления этикеток картины знаменитого путешественника Федора Конюхова.
Русский винный дом «Абрау-Дюрсо» недавно выпустил новую лимитированную коллекцию «Империал» Brut Vintage 2017 в соавторстве со скульптором Игорем Шелковским. Это уже восьмая коллаборация с известными художниками. Только 20 магнумов с автографом Шелковского появятся в продаже.
«Сейчас все, как умалишенные, гоняются за Бургундией. Цена растет даже на текущий винтаж 2019, а следующих 2020-2021 практически не будет – там урожаи были от силы 20%. Даже если цена взлетит в 10 раз – вина все равно не добавится. Взлетел спрос на
магнумы: люди сидят дома, встречаются с друзьями тоже по домам, больше пьют.
К сожалению, у коллекционеров отсутствует идея планирования, что приобрести на выдержку. Просто закладывают, что дороже: вот взяли 100 бутылок “сасси” – их положили, а что заметно дешевле – то пойдет для употребления».
Стратегия коллекционера
Планируем процесс
- Если приобретать вино в режиме спонтанной покупки, собрание вин будет беспорядочным, как развалы блошиного рынка, безыдейным, да и обойтись может дороже. Требуется некий план действий: как минимум надо определиться с концепцией коллекции, какие вина для нее искать. И прикинуть, какая доля коллекции предназначена для выдержки, а какую вы с удовольствием будете регулярно обновлять. Например, 20/80% или 50/50% или 80/20% – как доля самоограничения/познания винного мира.
- Для коллекции необходим бюджет: для приобретения вин и аксессуаров и для правильного их хранения. Чтобы выделить сумму на закупку, надо решить: начинаем с культовых вин или обойдемся для начала винами для частого употребления.
- Где брать вина: требуется надежный поставщик, лучше несколько, с хорошим ассортиментом. Компании-импортеры, специализированные магазины по крайней мере могут документально подтвердить происхождение вина и отвечают за его надлежащее хранение.
Фото: © Revel Custom Wine Cellars
- Как сбалансировать коллекцию. Хорошо, если в ней будут присутствовать разнообразные по возрасту вина – от молодых, которые приятно употребить для тонуса, до зрелых, которым потребуется грамотное гастрономическое сопровождение и понимающая компания. Важна глубина коллекции – лучше, если она не ограничится последним десятком лет, а охватит 20-50 лет. Можно сбалансировать собрание по ценности вин, как общемировой, так и для вас лично.
- На любой стадии винного профессионализма требуются гиды, от популярных справочников до винтажных чартов. Неплохо котируется «Карманный справочник» Хью Джонсона. Полезно почитывать профессиональные ресурсы вроде сайта Тима Аткина с его обзорами Аргентины и ЮАР, блог Джейми Гуда, Wine Spectator, Vinous, Decanter, Wine Advocate, Jancis Robinson. Для российских вин есть и гид Артура Саркисяна, и рейтинг Forbes. Если копаться в справочниках не позволяют цейтнот или высота шапочки, стоит обзавестись персональным менеджером-виноторговцем (посмотрите на условия клуба SimpleWine Privé) или подружиться с правильно настроенным крутым сомелье.
Знаковые погреба мира
Atrio Restaurant Hotel в Касересе – 40 тыс. бутылок, 3400 этикеток от мировых звезд, лучший в Испании и один из самых значимых в мире. Был ограблен в октябре 2021 года. Воры вынесли 45 бутылок, из них 38 – лимитированных винтажей DRC, в том числе магнум Montrachet 1999 стоимостью €25 500. А также уникальное Château d’Yquem 1806. Владельцы приобрели ее на аукционе Christie’s в Лондоне в 2000 году за €12 000, теперь они готовы отдать похитителям, по их словам, миллион.
Фото: © Atrio Restaurant Hotel
«Лувр вина» – коллекция, которую эксперты оценивают в €50 млн, принадлежит французу Мишель-Жаку Шассею, он собирает вино более 50 лет. В ней более 40 тыс. бутылок от 240 производителей из 40 стран. Среди суперраритетов: каждый винтаж Pétrus с 1904 года и каждый урожай DRC с 1914 года, бутылка шампанского 1805 года, когда-то принадлежавшая Наполеону.
Сэр Алекс Фергюсон, экс-менеджер «Манчестер Юнайтед», начал коллекцию в 1989-м, когда во Франции ему подарили бутылку Château Pétrus. Особо уважал DRC 1999 года, когда «МЮ» выиграл Лигу чемпионов. В 2014-м решил продать 5 тыс. бутылок, чтобы освободить место для новых: на благотворительном аукционе Christie’s они ушли за 41 742 524 гонконгских доллара (1,4 млрд рублей).
Graycliff Hotel & Restaurant в историческом поместье XVIII века (Нассау, Багамы) – его винный погреб насчитывает более 250 тыс. бутылок от более 5 тыс. хозяйств из 20 стран. Среди раритетов Château Lafite 1865 и самая старая и одна из самых дорогих бутылок в мире Bremen Ratskeller Rüdesheimer Apostelwein 1727 из Рейнгау.
Фото на обложке: © Javier Balseiro/Unsplash.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №147.